В статье исследуются криминологические особенности современного российского молодежного экстремизма, подвергаются анализу криминальная ситуация, связанная с антиконституционной деятельностью неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и экстремистских сообществ и складывающиеся негативные тенденции в сфере экстремистской преступности, представляющие реальную угрозу национальной безопасности РФ, приводятся примеры из правоприменительной практики.
Автор статьи приходит к выводу, что существующие реалии в сфере экстремистской преступности требуют принятия решительных мер по противодействию молодежным экстремистским проявлениям антигосударственной направленности в целях предупреждения и пресечения возможных негативных для общества и государства последствий и обеспечения национальной безопасности РФ.
Современный российский экстремизм, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм, отрицая этническое и религиозное многообразие, составляющее важнейший фактор исторического развития России, угрожает безопасности общества (безопасному сосуществованию наций и социальных групп) и государства, нарушает права человека, подрывает устои демократического государства. Поэтому в настоящее время противодействие экстремизму является важнейшим направлением обеспечения национальной безопасности РФ.
Президент РФ Д.А. Медведев, выступая 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, отметил рост в 2008 г. в РФ количества преступлений экстремистского характера на треть и обратил внимание на то, что экстремизм — это исключительно большая опасность, способная расшатать любое, даже самое стабильное и благополучное, общество. Министр МВД России Р. Нургалиев подчеркнул, что именно дестабилизация социально-политической ситуации в стране является главной целью экстремистских группировок.
Несмотря на то что в последние годы властями РФ был предпринят ряд правовых и организационных мер, направленных на противодействие экстремизму, количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности, не сокращается.
Проведенный анализ современной российской молодежной экстремистской преступности позволяет выделить следующие криминологические особенности:
1. Активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества.
В настоящее время в РФ действует более 300 разрозненных, порой противоречивых по своим псевдоидеологическим позициям молодежных экстремистских организаций (группировок) со строгой дисциплиной и иерархией. Как отметил министр МВД России Р. Нургалиев 6 февраля 2009 г. на расширенном заседании коллегии МВД России, сегодня на учете в МВД России состоит 302 неформальных молодежных объединения с признаками экстремистских убеждений.
Он обратил внимание на то, что молодых людей вовлекают в экстремистские группировки для участия в нарушениях общественного порядка, убийствах людей иных национальностей «за деньги, но чаще за сомнительные ценности и лозунги».
Проведенные в субъектах РФ прокурорские проверки свидетельствуют о наличии во многих из них неформальных организаций и группировок экстремистской направленности с участием молодежи — скинхедов, Русского национального единства (РНЕ), Национально-державной партии (НДПР), Национал-большевистской партии (НБП), идеологической основой деятельности которых является пропаганда расовой и национальной исключительности, стремление к вытеснению, а в ряде случаев и к физическому уничтожению неславянских национальностей на территории РФ.
По данным Московского бюро по правам человека, в Российской Федерации насчитывается около 50 тысяч скинхедов, издается 100 радикальных газет, а ежегодный тираж неонацистской литературы достигает 500 тысяч экземпляров.
Членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности нередко становятся несовершеннолетние лица в возрасте 14 — 18 лет. Многие члены молодежных экстремистских организаций (группировок) — лица, недавно окончившие школу.
Именно возраст с 14 до 18 лет является наиболее оптимальным для впитывания радикальных националистических, ксенофобских и экстремистских идей. Учитывая то, что именно подростковая преступность формирует тот тип личности, который будет доминировать и развиваться в дальнейшем, этот факт вызывает особую озабоченность.
По данным ГУВД Москвы, в 2008 г. в Москве была пресечена деятельность пяти молодежных экстремистских группировок: Салищева — Исакина, Александрова — Сухарева, Берсеньева (Лютого), Михайлова, «МОБ-88», в которые входили 28 человек в возрасте от 15 до 21 года. Члены указанных группировок совершили 36 преступлений из националистических побуждений, в том числе 28 убийств. Организаторам этих группировок было предъявлено обвинение по ст. 282.1 УК РФ («Организация экстремистского сообщества»).
Необходимо также отметить, что подростки все чаще выступают не только в качестве исполнителей, но и организаторов (главарей) молодежных экстремистских организаций (группировок). Так, 15 декабря 2008 г. Мосгорсуд вынес приговор банде Рыно-Скачевского, обвиняемой в совершении 20 убийств из националистических побуждений, организаторы (главари) которой были несовершеннолетними на момент совершения преступлений.
Более того, в последнее время членами и даже организаторами (главарями) молодежных экстремистских организаций (группировок) становятся лица женского пола (молодые девушки). Так, 19 января 2009 г. в Москве была обезврежена молодежная экстремистская группировка из 4 человек, лидером (главарем) которой была девушка.
2. Расширение географии экстремистской угрозы в Российской Федерации и увеличение количества национальностей, социальных групп, молодежных субкультур и т.п. жертв экстремизма.
По данным аналитического центра «Сова», в настоящее время экстремистская угроза охватывает 31 регион России. По данным Московского бюро по правам человека, в 2007 г. в Российской Федерации зафиксировано 230 случаев нападений и конфликтов на почве национальной ненависти и ксенофобии, в которых погибли 74 человека, 317 получили ранения, а в 2008 г. — 300 нападений, в результате которых погибли 122 человека.
В настоящее время проблема экстремизма и его крайней формы — терроризма вышла далеко за пределы понятия «кавказский экстремизм и терроризм». Рост экстремистских настроений, активизация неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности, нападения на граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан со стороны реакционно настроенных националистов наблюдаются не только в крупных городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Воронеже, но и в других регионах России.
Очаги экстремисткой напряженности наряду с традиционными в этом отношении республиками Северного Кавказа существуют, например, в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии, Калмыкии, Ставропольском и Краснодарском краях. По данным Московского бюро по правам человека, в 2007 г. наиболее неблагополучными с точки зрения экстремистских проявлений являлись: Москва и Московская область, Ингушетия, Санкт-Петербург, Калмыкия, Нижегородская область и Ростов-на-Дону.
Замыкают список «экстремистских» регионов относительно благополучные Волгоградская область, Омск, Ярославль, Пермь, Орел, Мурманск, Новосибирск и Калининград (по одному пострадавшему). В 2008 г. ситуация несколько изменилась: нападения на почве национальной ненависти и ксенофобии в основном совершались в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, Ярославской и Ульяновской областях.
Объективным результатом расширения географии экстремистской угрозы в Российской Федерации является увеличение количества национальностей — жертв экстремизма. По данным Московского бюро по правам человека, по состоянию на 2007 г. по национальному признаку жертвы ксенофобной агрессии подразделяются следующим образом : русские, узбеки, таджики, азербайджанцы, армяне, киргизы, цыгане, корейцы, кабардинцы, дагестанцы, калмыки, вьетнамцы, буряты, чеченцы, татары, якуты, афганцы, иранцы, грузины, ингуши, выходцы из Африки, выходцы из арабских стран, евреи, китайцы, малазийцы, турки, индусы.
Жертвами современного российского экстремизма нередко становятся женщины и дети, представители почти всех социальных групп, молодежных субкультур, люди различного социального статуса, в том числе и высокого — министры, консулы, послы, Герои России и т.п. Особенно следует отметить нападения экстремистов на сотрудников посольств и консульств зарубежных государств, а также представителей международных организаций, что наносит непоправимый урон международной репутации Российской Федерации как демократического и правового государства.
3. Совершаемые в Российской Федерации убийства граждан другой национальности или вероисповедания, иностранных граждан все больше приобретают серийный, более жестокий, изощренно-профессиональный, издевательский, ритуальный характер, а само совершение экстремистских деяний становится не просто занятием ради любопытства, а профессиональной работой (точнее говоря, профессиональной охотой) определенных групп лиц.
Указанные лица свою «работу» выполняют с удовольствием и даже хладнокровно осуществляют фото- и видеосъемку совершенных нападений и убийств. Эти жестокие ритуальные убийства фактически являются дерзким вызовом властям, которые нередко расписываются в своем бессилии противостоять им.
6 декабря 2008 г. группа националистически настроенных молодых людей (скинхедов), вооруженных ножами и травматическими пистолетами, устроила засаду в лесу недалеко от овощебазы в деревне Жабкино Ленинского района Московской области и напала на грузчиков овощебазы С. Азизова и Д. Алиева — выходцев из Таджикистана.
Один из них, будучи раненным в висок, сумел убежать от преследователей, но другого националисты догнали, исполосовали ножом и обезглавили. Спустя два дня националисты-убийцы по электронной почте разослали в правозащитные организации (в том числе в Московское бюро по правам человека) снимок головы погибшего, сопроводив жуткий фотодокумент угрожающим письмом, адресованным властям. Текст письма был подписан названием националистической организации — «Боевая организация русских националистов».
Через день после этого была найдена голова убитого, которая была подброшена в мусорный контейнер в Можайском районе Москвы. Притом это место было выбрано не случайно, так как этим националисты показали, что совершен акт возмездия за убийство 15-летней школьницы-москвички А. Бешновой, изнасилованной и задушенной гастарбайтером-узбеком.
14 января 2009 г. в Филевском парке Москвы скинхедами был убит уроженец Киргизии. Труп погибшего был истерзан. Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, потерпевшему было нанесено более 50 ножевых ранений. Кроме того, убийцами на трупе было оставлено письмо нацистского содержания со свастикой, в котором указывалась причина расправы: «СП. Мы не простим! За наших братьев! Это война! Славянские сепаратисты».
4. Различного рода общественные организации, движения и объединения (например, движения против нелегальной иммиграции, благотворительные и религиозные организации и т.п.), военно-патриотические, военно-спортивные, военно-исторические клубы и т.п. создаются с какой-либо определенной, вполне законной целью, однако на практике преследуют экстремистско-националистические цели.
В связи с этим полагаем необходимым усилить контроль государства за регистрацией и деятельностью на территории Российской Федерации подобного рода общественных организаций, движений, объединений, клубов и т.п. с целью недопущения экстремистских проявлений в их деятельности.
5. Экстремистско-националистические движения стремятся вовлечь в свои ряды членов различных агрессивных молодежных субкультур, неформальных молодежных объединений, групп, движений, а также лиц, ранее судимых. Особо следует остановиться на наиболее многочисленном движении российских футбольных болельщиков (фанатов), которых активно пытаются привлекать к экстремистско-националистическим акциям.
6. Стремление представителей ряда радикальных партий, общественных движений и объединений манипулировать в своих политических целях членами указанных неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности и даже использовать их в качестве боевых структур.
Кроме того, некоторые представители радикальных партий, общественных движений и объединений в своих выступлениях, в том числе с высокой трибуны и в СМИ, открыто поддерживают или пытаются оправдать экстремистскую деятельность в Российской Федерации.
Объективным результатом этого становится то, что в стране все чаще слышны различные националистические лозунги (например, антисемитские, антикавказские и т.п.), устраиваются несанкционированные так называемые русские марши, а экстремистско-националистические организации (группировки), ощущая свою безнаказанность, «воодушевляются» на совершение более дерзких показательных кровопролитных акций.
7. Члены неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности все более вооружаются и все чаще для достижения своих целей используют огнестрельное и другие виды оружия, а также совершение террористических актов.
Если ранее члены молодежных экстремистских организаций (группировок) в качестве орудия совершения экстремистских преступлений предпочитали использовать холодное оружие, ножи, арматуры, цепи, бейсбольные биты, «розочки» из стеклянных бутылок, кастеты и т.п., то сегодня фактически появилось качественно новое движение террористов-скинхедов, взявших на вооружение огнестрельное оружие и самодельные взрывные устройства.
В Москве была пресечена деятельность неформальной молодежной экстремистской организации «Спас», основанной на взглядах псевдопатриотизма, шовинизма и национальной нетерпимости. Члены указанной организации (состав: восемь человек, в том числе несовершеннолетний), действовавшей под видом военно-спортивного клуба, способом борьбы избрали не только совершение убийств по националистическим мотивам (совершили 20 убийств, в том числе убийство подростка В. Абрамянца), но и совершение террористических актов. Всего ими было совершено 10 взрывов, в том числе и взрыв в августе 2006 г. на Черкизовском рынке Москвы, в результате которого погибли 14 человек, 49 получили ранения.
Таким образом, анализ криминологических особенностей современного российского молодежного экстремизма позволяет сделать вывод о сложившейся критической криминальной ситуации и складывающихся негативных тенденциях в сфере экстремистской преступности, представляющих реальную угрозу национальной безопасности Российской Федерации.
Усиление экстремистских настроений, разжигание межнациональной и межрелигиозной розни в Российской Федерации — федеративном и многонациональном государстве — неминуемо приведет к масштабным межэтническим и межрелигиозным конфликтам, всплеску новой волны терроризма и сепаратизма, состоянию войны всех против всех.
Полагаем, что в целях предупреждения и пресечения такой ситуации властям России необходимо принять все необходимые дополнительные меры правового, организационного, экономического и т.п. характера по противодействию экстремизму и его искоренению как в Центральном федеральном округе, так и на Северном Кавказе и в других субъектах РФ.
Автор статьи: М.Ф. МУСАЕЛЯН
1 комментарий
Slavyan Сообщает:
09.01.2012 на 2:08 пп (UTC 0 )
К чертям этот мир, он грешен и дешев! Скорей бы ты к власти пришел Баркашов.