«

»

Дек
21

ШАРИАТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА УЗБЕКСКИХ ХАНСТВ

ШАРИАТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Основным источником права для Средней Азии с момента арабского завоевания, как и для всех мусульманских стран, является шариат, основанный на религии мусульман — исламе и составляющий неразрывную часть последнего.

Ислам возник в Аравии в VII в. как новая религия, которая сопровождала социально-экономический переворот, имевший своим последствием образование в Западной Азии феодального общества и государства. Ислам возник именно в той части Аравии, где процесс разложения первобытно-общинных отношений в VI — VII вв. получил свое наибольшее развитие.

Мекка в ту пору была крупным центром мировой торговли, и представители родовой аристократии, составлявшей в Мекке господствующую верхушку, были крупными купцами и ростовщиками. Огромную роль в Мекке и вообще в Хиджазе играла также и внутренняя торговля с бедуинскими племенами. Весьма показательно покровительственное отношение ислама к торговле как занятию, угодному Аллаху, при одновременном категорическом запрещении ростовщичества.

Ислам признает и освящает имущественное неравенство со всеми его последствиями, признает и рабство как нормальный и естественный институт. Устанавливая, что угнетатели понесут наказание только в загробном мире, ислам не проповедует никаких изменений установившихся экономических и социальных отношений. Закрепляя отношения, установившиеся уже в результате переворота в социальных отношениях, ислам освящает их как отношения, установленные Аллахом и не подлежащие изменению.

Шариат является системой мусульманского права, основанного на Коране и других священных для мусульман источниках, кодифицированного крупнейшими мусульманскими учеными, учениками и последователями Мухаммеда и зафиксированного в их сочинениях (книгах шариата). Особенностью мусульманского права является его неразрывная связь с религией, облачение права в религиозный закон. Это дает основание многим юристам и историкам права, исходя из чисто формальных моментов, отрицать правовой характер шариата. Действительно, книги шариата содержат одновременно и законы о правах и обязанностях людей между собой, и законы о правах и обязанностях людей к богу.

В книгах шариата излагаются совершенно одинаково в прямой последовательности обязанности мусульман, касающиеся религиозных омовений, молитв, очищения имущества взносом установленной части в казну (зякет), постановления о посте, о браке и разводе, об освобождении рабов, о клятвах, о торговле, о покупке по предпочтению (право шариата), о разделе имущества по смерти, о дарении, о найме и т.д. Однако отрицание правового характера шариата вследствие вышеуказанной его связи с религией в корне неверно. Поскольку нормы шариата признавались государством, они получали силу закона, значение правовых норм.

Шариат покоится на четырех источниках мусульманского права. 

Коран — священное писание, запись высказываний Мухаммеда.

Сунна — дополнение к Корану. Собрание преданий (хадисов) о высказываниях и поступках пророка Мухаммеда, сохранившихся в памяти учеников и передававшихся устно.

Иджма  — единогласное мнение мусульманской общины в вопросах веры и законоведения. Кияс (квияз, кыяс) — заключения крупнейших мусульманских законоведов, сделанные по аналогии. Не все мусульманские ученые одинаково относятся ко всем четырем источникам мусульманского права.

ШАРИАТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Необходимо отличать догму мусульманского права от того конкретного шариатского права, которое применялось в той или иной стране, в ту или иную эпоху. Шариат подвергался воздействию обычного права того народа, среди которого шариат вводился вместе с распространением ислама и даже заимствовал его. Шариат подвергался также воздействию законодательной деятельности соответствующего государства. Идеологически эти изменения закрепляло мусульманское духовенство путем разъяснений, толкований при помощи других форм разработки мусульманской правовой науки.

Разработка шариата происходила в течение нескольких веков. Эта разработка получила свое завершение в Средней Азии в XII в., когда Бухара и Самарканд были центрами мусульманской науки. Именно в Средней Азии было написано одно из самых авторитетных сочинений по шариату — книга, известная под названием «Хидая».

Вообще нормы шариата подвергались в процессе их практического применения в отдельных мусульманских странах значительным изменениям, исторически обусловленным и в изложении мусульманских законоведов, и в особенности в практическом применении постановления шариата эпохи первых халифов и позднейших веков выявляют значительные изменения.

По своему содержанию шариат эпохи первых халифов характеризуется тем, что он представляет собой систему феодального права и вместе с тем отражает интересы товарооборота, отражает простое товарное хозяйство, хотя и на феодальной основе. Поэтому в имущественном праве шариата на первом месте стоят договоры, касающиеся купли-продажи, мены, заклада, займа, аренды, товарищества.

Разработаны также вопросы гражданского процесса и система доказательств (свидетели клятвы, признание, мировая сделка). В этом отношении могут быть подмечены известные черты сходства шариата с римским правом с точки зрения тех специальных задач, которые призвано было разрешать мусульманское право в период своего зарождения в области охраны и защиты интересов собственности простых товаровладельцев. Один из крупных западноевропейских ориенталистов Кремер высказывал мысль, что арабы были единственным народом, который в деле развития и научной разработки понятия о праве представил труды, близко подходящие к тому, что в этом отношении создали римляне.

Относительно римского влияния на мусульманское право нужно вообще сказать, что арабы познакомились с римским правом в связи с его введением в Сирии, Палестине и Египте. Еще до Мухаммеда северо-арабские торговые города сталкивались с римским правом. Особенно в области обязательственного права, связанного с торговым оборотом, мединские купцы пользовались институтами римского права. Кремер подчеркивает, что когда мусульманские войска завоевали Сирию и Палестину, то они ежедневно видели, как туземные судьи завоеванных стран решали вопросы по правилам римско-греческого права. Так могли произойти заимствование принципов и форм судопроизводства и их исламизация.

Для оценки сословного содержания шариата и уяснения того факта, что шариат мог получить такое широкое распространение в государствах Передней и Средней Азии, необходимо иметь в виду, что шариат как система права сложился (как это уже указывалось) в период значительных социально-экономических сдвигов, приведших к образованию феодального общества и вместе с тем в условиях наличия в Аравии крупных торговых центров, очагов транзитной и внутренней торговли, в условиях противоречий между оседлым и кочевым хозяйством (кочевое хозяйство бедуинов).

Это определило основные характерные черты шариата, который вместе с тем впитал в себя многие обычаи, сложившиеся в предшествующий период (в особенности в области семейного и наследственного права), однако приспособив их к новым условиям. Это определило индивидуалистический характер шариата, который значительно сильнее выявляется на этом этапе по сравнению с последующими веками, когда полностью сложились и сформировались феодальные производственные отношения.

На первом этапе частная собственность (мульк), в том числе и частная земельная собственность, несмотря на признание верховным земельным собственником государства, носила значительно более индивидуалистический характер, чем это имело место в странах мусульманского Востока уже позднее — в период развитого феодализма.

Вместе с тем первоначально с догматической точки зрения мусульманское право выступает как право формального равенства (конечно, для свободных) и не признает никаких социальных, этнических, сословных или имущественных преимуществ, что несовместимо с феодальными отношениями. Личные права не наследуются по шариату. Если за наследниками сохраняются почетные звания и титулы, то они сами по себе, если не соединены с соответствующими государственными должностями, не предоставляют никаких прав и преимуществ личных, тем более сословных.

ШАРИАТ КАК ИСТОЧНИК ПРАВА

Шариат знает лишь следующие различия между людьми: 

а) между мусульманами и неправоверными,

б) между свободными и рабами,

в) между мужчинами и женщинами и

г) между учеными и неучеными.

В области имущественного права для шариата характерно поощрение отношений товарооборота, поощрение торговых сделок (торговля освящается исламом) и категорическое запрещение взимания роста не только с золота и серебра, но и с других заменяемых вещей (запрещение ростовщичества). В договорном праве обращает на себя внимание институт «хеяр» (т.е. выбор), предоставляющий право заключения своего рода условных сделок, при которых каждая из сторон оставляет за собой право уничтожить в течение известного времени сделку и возвратить товар или деньги обратно. Развитому товарообороту соответствует и отсутствие формализма обязательств.

Развитие товарно-денежных отношений получило в шариате в области сельского хозяйства и земельных правоотношений весьма характерное отражение в конструкции специального договора — так называемого договора возделывания (музараат — в полеводстве и мусакат — в садоводстве), представляющего собой разнообразные виды издольщины, получившей впоследствии широкое применение в Средней Азии, в узбекских ханствах, в форме так называемого чайрикерства, и конструируемого в шариате как договор товарищества.

Издольщина, как это будет показано в соответствующем месте, которая применялась в узбекских ханствах и освящалась шариатом, значительно отличалась по своему экономическому содержанию от догматической конструкции договора возделывания, как он сформулирован в книгах шариата, в том числе и в «Хидае». Что касается наследственного права, то система наследования по шариату значительно отличается как от римской системы, так и от германской системы наследования. В древнем римском праве, в цивильном праве, при наличии сильной отеческой власти (pater familias) система наследования была основана на агнатском родстве и на принципе свободы завещания.

В средневековом германском праве система наследования покоилась на кровном родстве, исключала свободу завещания, покоилась на принципе семейной собственности, переходившей по смерти главы семьи к тому лицу, которое становилось главой той же семьи или отдельных семей, образовавшихся в результате раздробления большой семьи. С этим было связано устранение женщины от наследования и еще большее ограничение ее в имущественных правах, чем это имело место в римском праве. Эта феодальная система наследования была обусловлена наличием по преимуществу замкнутого натурального хозяйства. В противовес этому шариатская система наследования отражала приспособление старых общинно-родовых принципов наследования к интересам торгового оборота.

Поэтому шариатская система наследования носит, так же как и все имущественное право шариата, индивидуалистический характер, отражает индивидуальные имущественные права отдельных членов семьи, в том числе и имущественные права мусульманской женщины, которая в имущественном отношении была поставлена в лучшее положение, чем она была поставлена по другим законодательным системам того времени. Поэтому такое своеобразие шариатского наследственного права заключается в покрытии в первую очередь из оставшегося имущества долгов умершего, в отсутствии универсального правопреемства, в отсутствии ответственности наследников за долги умершего, в наследовании по степеням кровными родственниками без ограничения степеней.

В ходе развития права узбекских ханств и в характере применения норм шариата может быть отмечена еще одна закономерность. Она сводится к тому, что в более поздний период, когда в конце XVIII в. усиливается в узбекских ханствах развитие товарно-денежных отношений, происходит некоторый возврат к первоначальным нормам шариата, к первоначальным толкованиям отдельных его положений. В узбекских ханствах второй половины XVIII — первой половины XIX в. буржуазные элементы стали все больше и больше проявляться в появлении байского землевладения и развитии индивидуальных форм собственности.

Таким образом, применение шариата в узбекских ханствах (в быту и в судебной практике) выявляет целый ряд существенных изменений и отклонений от догмы мусульманского права периода его возникновения, несмотря на догматический характер его толкования теоретиками и практиками, средневековыми мусульманскими законоведами в период как раз расцвета в Средней Азии мусульманской схоластической науки и вопреки идеологическому облачению, которому придавало своим толкованием и разъяснением шариата мусульманское духовенство в узбекских ханствах.

Меньше всего изменений может быть отмечено в имущественных отношениях и в семейно-наследственном праве. Решительнее были отклонения в системе налогового обложения, которое соответствовало господствовавшим формам феодальной ренты. Неодинаковый характер носило также применение норм шариата в узбекских ханствах на различных этапах их развития. Различное значение и различную роль играли также адаты (обычаи) и законодательство ханов, которое, естественно, больше всего отражалось на земельных отношениях и на налоговом обложении.

Этому не препятствовало и то положение, что в отдельных ханствах существовали более или менее значительные отклонения в формах землевладения, в установленных налогах с земли и т.п. Землевладение носило ярко выраженный феодальный характер, и формы его видоизменялись в соответствии с этапами развития феодализма в узбекских ханствах и в соответствии с изменением форм государственного устройства, в частности в зависимости от большей или меньшей централизации ханской власти на различных этапах. Таковы основные линии эволюции шариата и его значение как источника права в среднеазиатских узбекских ханствах.

Автор статьи: Ю.Ф. ЛУНЕВ



Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>