В статье рассматриваются особенности применения законодательства в сфере реализации судебной информации. Работа раскрывает пробелы в законодательстве в сфере получения судебной информации гражданами и содержит предложения по способам их ликвидации.
Статья 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в качестве одного из принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, закрепляет принцип открытости информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободного доступа к такой информации, кроме случаев, установленных федеральным законом.
Данное положение распространяется и на судебную информацию, поскольку суды являются органами государственной власти. Информация, которой они обладают, является социально значимой, а следовательно, широко востребованной.
На настоящее время Федеральный закон «Об обеспечении прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации» находится на стадии принятия. Целью разработки этого нормативного акта является создание механизмов доступа лиц, не являющихся участниками процесса, к интересующей их судебной информации.
Ввиду пробелов в законодательстве в подавляющем большинстве случаев вопрос о получении доступа к информации решается в сторону запрета. Понятие права граждан и организаций на судебную информацию слишком абстрактно и должно быть раскрыто на федеральном уровне. И прежде всего, необходимо определить четкие критерии разграничения общедоступной информации судов и информации ограниченного доступа, а уже на основании этого выстраивать всю дальнейшую правовую модель регулирования отношений в сфере судебной информации.
Судебная система создана с целью упорядочения социальных отношений и поддержания их на цивилизованном уровне. В этой связи общество должно иметь возможность получать информацию о работе судов. В частности, Е.И. Кокотова указала, что «проблемы информирования граждан о местах нахождения и компетенции судов, порядке обращения в суд и защиты своих интересов в судебном разбирательстве, об организации доступа граждан к информации, касающейся не только конкретного дела с их участием, но и других процессов, а также деятельности суда, органов судейского сообщества, в наибольшей степени актуальны для судов общей юрисдикции, поскольку хозяйствующие субъекты, как правило, имеют квалифицированные юридические службы, да и разобраться в системе и компетенции отдельных звеньев арбитражных судов гораздо проще, нежели судов общей юрисдикции, где в основном рассматриваются дела с участием граждан, которым необходима судебная информация».
Отсутствие должной нормативной базы позволяет проследить в судебной системе неоднородность в определении круга информации, подлежащего защите, и самих способов защиты. Различия зависят от звена, к которому относится суд, формы судопроизводства, содержания ведомственных актов и т.д., что часто вызвано не практической необходимостью, а отсутствием единой нормативной базы либо недостаточным финансированием. Ярким примером этого является допуск публики в открытое судебное заседание по количеству мест в зале судебного заседания. В зависимости от размера помещения суда это число может разниться.
В соответствии с действующим законодательством право граждан и организаций на судебную информацию реализуется в рамках действия принципа гласности судебного разбирательства. Это могут быть два аспекта: открытость судебных заседаний и открытое оглашение судебных актов. Открытость судебных заседаний закреплена в ст. 123 Конституции РФ и ст. 9 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».
Открытость судебного разбирательства дает право любому совершеннолетнему гражданину, а также представителям государственных и негосударственных средств массовой информации присутствовать в зале суда. В соответствии с п. 6 ст. 241 Уголовно-процессуального кодекса РФ в уголовном судопроизводстве лица, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, если они не являются участниками процесса, допускаются в зал судебного заседания с разрешения председательствующего.
Присутствующие в судебном процессе могут по своему усмотрению фиксировать в письменной форме все происходящее в процессе, вести звукозапись. Вопрос о возможности проведения кино- и фотосъемки решается судьей (или составом судей), о чем выносится соответствующее определение. Ограничения на проведение кино- и фотосъемки не являются способом защиты информации, а направлены на соблюдение порядка в зале судебного заседания.
Открытость судебного процесса подразумевает, что информация, полученная в ходе разбирательства дела, может стать известной неограниченно широкому кругу лиц. Единственным требованием к порядку разглашения этих сведений является запрет на оказание каким-либо способом воздействия на судей, их независимость.
Участники процесса должны быть готовы к определенной огласке информации о них. Их ходатайство о проведении закрытого судебного заседания должно быть законодательно обосновано. В противном случае проведение закрытого судебного заседания препятствует лицам, не являющимся участниками процесса, реализовывать свое право на получение в законном порядке информации о судебном заседании.
Открытость судебных заседаний позволяет лицам, не являющимся участниками процесса, но косвенным образом заинтересованных в исходе рассмотрения дела, получать необходимую для них информацию. Вместе с тем необходимо отметить, что принцип гласности судебного разбирательства не является противопоставлением естественному желанию участников процесса сохранить информацию о себе в тайне.
Никто не может быть принужден к разглашению в открытом судебном заседании информации о своей частной жизни. Эта информация является неприкосновенной и охраняется Конституцией РФ, а также детализируется в ч. 4 ст. 241 УПК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РФ то же положение имеет несколько иную формулировку, которая указывает на возможность проведения закрытого судебного заседания в случае удовлетворения ходатайства лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения частной жизни.
Присутствие общественности дисциплинирует состав суда, лиц, участвующих в деле, влияет на соблюдение ими норм гражданского процессуального права. Кроме того, не следует забывать о воспитательной функции судебных заседаний.
Основания для проведения закрытых судебных процессов содержатся в процессуальном законодательстве, а именно в ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ, ст. 10 ГПК РФ, ст. 241 УПК РФ. Также суд вправе рассмотреть дело в закрытом судебном заседании на основании п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 1 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которыми предусмотрено, что пресса и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или его часть по соображениям морали, общественного порядка, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних детей или для защиты частной жизни сторон или в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо в интересах правосудия.
Информация, подлежащая оглашению только в закрытом судебном процессе, делится на следующие группы:
— государственная или иная охраняемая законом тайна, в том числе медицинская, записи актов гражданского состояния, журналистская, банковская, служебная, коммерческая, нотариальная и др.;
— сведения о лицах, участвующих в уголовном судопроизводстве, и их родственниках в целях обеспечения их безопасности;
— обстоятельства дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими шестнадцати лет;
— сведения об интимных сторонах жизни участников процесса либо сведения, унижающие их честь и достоинство.
Необходимость в защите конфиденциальных сведений может быть установлена судьей либо заявлена участником процесса в ходатайстве о проведении закрытого судебного заседания.
Второй составляющей гласности судебного разбирательства является публичное оглашение судебных актов. Следует согласиться с замечанием А.С. Кожемяко, который полагает, что доступность судебных решений гораздо важнее, чем публичность самого судебного разбирательства.
Требование публичного оглашения судебных актов относится как к открытым, так и закрытым процессам и закреплено в ст. 31 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», п. 8 ст. 11 АПК РФ, п. 8 ст. 10 ГПК РФ, п. 7 ст. 241 УПК РФ.
Для сохранения конфиденциальности информации, полученной в ходе рассмотрения дела, в уголовном процессе могут оглашаться только вводная и резолютивная части приговора (п. 7 ст. 241 УПК РФ). В гражданском процессе установлено ограничение на публичное объявление решения суда в случае, если такое объявление затрагивает права и законные интересы несовершеннолетних (п. 8 ст. 10 ГПК РФ).
Публичное оглашение судебных актов посредством опубликования в официальных изданиях, размещения в Интернете и т.д. применяется крайне редко ввиду отсутствия нормативного предписания. Обязательному опубликованию подлежат судебные акты в следующих случаях:
— постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ст. 307 АПК РФ);
— решения, принятые арбитражным судом, как о признании нормативного правового акта недействующим, так и об отказе в удовлетворении заявления (ст. 196 АПК РФ);
— решения, вынесенные судом общей юрисдикции о признании нормативного правового акта недействующим (ст. 253 ГПК РФ).
С развитием информационных технологий стало необязательным для реализации права на получение судебной информации непосредственно присутствовать в зале судебного заседания. Информация может быть получена через средства массовой информации и Интернет.
Создание системы защиты информации направлено на охрану основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства.
Резюмируя вышесказанное, возможно следующее формулирование целей защиты информации применительно к судебной системе:
— приобретение доверия общества к судебной системе;
— защита прав и законных интересов лиц, участвующих в процессе. Обратившись в суд, граждане должны быть уверены в сохранении конфиденциальности доверенных суду сведений. Разглашение этой информации возможно только в определенных федеральным законодательством случаях;
— защита состава суда, лиц, участвующих в процессе, их родственников от воздействия на них с целью оказания влияния на исход судебного процесса. Иными словами, обеспечить условия для независимости судей и объективности судебного разбирательства;
— не допустить нежелательного воздействия на правовую информацию, используемую в судопроизводстве. Любые последствия этого вмешательства могут прямым или косвенным образом повлиять на результат судебного разбирательства.
Таким образом, для реализации права граждан и организаций на судебную информацию необходимо наличие следующих условий:
1) наличие четких законодательных формулировок, раскрывающих содержание права на информацию;
2) создание законодательно закрепленных механизмов доступа к информации;
3) создание системы защиты судебной информации.
Автор статьи: Е.Н. ЯРМОНОВА
Добавить комментарий