«Опиумные войны» 1840 — 1860 гг., развязанные против Китая вначале англичанами, а затем присоединившимися к Великобритании США, Францией, Бельгией, Швецией, Норвегией и некоторыми другими западными государствами, являются относительно хорошо исследованной темой. Однако известно, что переосмысление уже изученного материала нередко позволяет увидеть устоявшиеся представления в иной плоскости.
Особенно когда исторические события находят регулярное повторение в течение длительного времени, и, мигрируя в пространстве, постепенно раздвигают его до глобального измерения. Современным полигоном «опиумных войн» стал Афганистан, разговор о котором пойдет ниже, после рассмотрения хотя бы краткой истории поднятой темы.
1. Опиумная блокада Китая
Анализируемые в настоящей статье некоторые аспекты «опиумных войн» подтверждают прописные истины вроде «незнание прошлого не только вредит познанию настоящего, но ставит под угрозу всякую попытку действовать в настоящем». Подробное повествование о международных военных событиях XIX в. не входит в задачу автора. Остановимся лишь, да и то вкратце, на их экономической сути, после чего, также без размаха, на тех чертах, которые позволяют признать «опиумные войны» исторически базовой моделью оружия массового поражения и многофакторного воздействия на противника задолго до изобретения атомной бомбы, равно как биологического или химического оружия массового поражения (ОМП).
В чем же заключается экономический аспект «опиумных войн»?
После открытия товаров китайского производства Старым Светом, главным образом чая и шелка, они стали пользоваться огромной популярностью среди европейского, а затем и населения Северной Америки. Однако по мере увеличения товарооборота для оптовых покупателей китайских товаров на горизонте замаячила экономическая проблема. Китайцы требовали в качестве оплаты серебро, что со временем должно было превратить куплю-продажу чая и шелка невыгодным делом для ведущих английских и купеческих домов других западных стран.
В целях упреждения дальнесрочных прогнозов ряд административных деятелей и военных Великобритании еще в 1773 г. высказали идею о целесообразности развернуть через Ост-Индскую компанию (1600 — 1858) массовую продажу китайцам индийского опиума также за серебро. Политики и торгаши цинично рассчитали, что по мере привыкания к наркотику все большего числа населения Поднебесной империи уплаченный за китайские товары драгоценный металл в куда более значительном объеме станет возвращаться обратно в Туманный Альбион.
Однако китайцы согласились, как и прежде, приобретать только 200 ящиков опиума (в зависимости от единицы измерения — аптекарский или торговый фунт — от 10 до 13 т) строго для медицинских потребностей. Англичане же хотели продавать опий в неограниченных количествах, сколько позволит спрос. И так как их коварные планы вначале расстроились, Ост-Индская компания (по указанию упомянутых выше английских чиновников) занялась долговременными нелегальными поставками наркотика из Индии в Китай, доведя к 1838 г. количество ввозимых ящиков до 39 тыс., общим весом свыше 235 т.
По некоторым данным, с 1795 по 1838 г. британцы завезли в Китай 450000 ящиков, или 27 тыс. т опиума. А с 1863 по 1912 г. — все страны-импортеры 47,2 млн. т!. При этом китайское правительство «хорошо видело, что ввоз опиума происходил не без ведома английских купцов, и неоднократно обращалось к резидентам Ост-Индской компании с требованием прекратить эту торговлю».
Только на 64-й год после развертывания британской экспансии опиума в Китай император Даогуань (1821 — 1850) решился на жесткие меры противодействия контрабанде наркотиков. К тому времени китайскую серебряную мошну англичане основательно выбрали, в стране (население 400 млн. человек) насчитывалось от 80 до 140 млн. наркозависимых, на глазах разрушались тысячелетние традиции, культура, нравственность.
Как отмечает Р. Светлов, «серебро, которое оставляли в Гуанчжоу английские купцы, торговавшие чаем, возвращалось в английские же руки. В Индии и Англии оно перестало быть «хорошим металлом», цена на него падала, в то время как в Китае возник дефицит серебра. Вместе с ростом в Поднебесной курса серебра (привозимого европейскими торговцами) падала цена на чай, и английские купцы могли уже не опасаться за свои доходы… Многие наркоманы пополняли ряды тайных религиозных и политических обществ, еще большее их число шло на преступления, чтобы раздобыть деньги для покупки наркотиков».
В этой связи любопытно письмо китайского комиссара Линь Цзэсюя, так и не отправленное английской королеве в 1839 г. Приведем из него отдельные выдержки. «Позвольте нам спросить, — обращается комиссар Линь Цзэсюй к английской королеве, — где же Ваша совесть? Я слышал, что курение опиума по законам Вашей страны строго запрещено, потому что вред, причиняемый опиумом, очевиден. Но если уж запрещено наносить вред Вашей стране, Вы еще меньше должны причинять его другим государствам. Только в некоторых областях Индии, находящихся под вашим контролем, на склонах холмов выращивается опиум.
Вы, о Правительница, конечно же, можете навсегда искоренить эти опиумные поля и засеять их зерном. Те же, кто снова попытаются посадить и продать опиум, должны быть строго наказаны. Это будет по-настоящему великая, благоразумная политика, которая увеличит общее благо и избавит всех от зла… По новым законам предписано тех, кто привозит опиум в Китай, казнить через обезглавливание или повешение. Это называется избавлением от вреда от имени и во имя человечества».
Каков же вывод?
Десятилетиями упорного труда английский капитал, а на заключительном этапе — пушки союзных вооруженных сил добились экономического порабощения китайцев. Опий стал оригинальным инструментом в достижении поставленных политических целей, впечатляющим демографическим оружием наркогеноцида населения. Покоренной оказалась огромная страна, повторимся, с населением в 400 млн. человек, превосходящим количественно жителей Старого Света и Северной Америки, вместе взятых.
2. Характеристики наркогеноцида
Незаслуженно забываемый в современной российской науке Карл Маркс, работавший в 1853 — 1858 гг. (время последней «опиумной войны») корреспондентом New-York Daily Tribune, внимательно отслеживал наркособытия, происходившие в Китае. В цикле репортажей, посвященных данной проблеме, он вывел свыше 20 следствий незаконного распространения наркотиков.
Автору оставалось лишь осуществить группировку его уникальных наблюдений по сферам социальной жизни. И вот что получилось (в усеченном описании, излагая выводы Маркса в современной терминологии).
В экономической сфере:
— незаконное распространение наркотиков обусловливает резкое ухудшение здоровья населения, его огромную непроизводительность, неспособность наркоманов приобретать товары из сферы легальной торговли, поскольку все денежные средства они тратят на приобретение опиума;
— интенсивность незаконного распространения наркотиков внутри государства прямо пропорциональна деградации населения.
В политической сфере:
— потворствование чиновников преступникам влечет коррупцию в государственном аппарате, его загнивание;
— из-за продажности чиновников, накладываемой на отупение масс населения, происходит заметное ослабление государственной власти;
— незаконное распространение наркотиков в пределах одного государства способствует их перемещению на территории сопредельных стран, приобретает международный характер.
В мировоззренческой сфере:
— бездумно организованная пропаганда вреда наркомании предоставляет торговцам опиумом все преимущества пропаганды запрещенного религиозного учения;
— наблюдается реализация двойной политики со стороны субъектов незаконного распространения наркотиков: с одной стороны, пропаганда вреда наркомании, а с другой стороны, интенсивная продажа опия.
В законодательной сфере:
— неверная правовая реакция государства на незаконный оборот наркотиков только способствует активности и скрытности этого явления.
В научной сфере:
— исследуемая проблема стоит особняком в летописях человечества.
В криминальной сфере:
— преступники создают рынки сбыта опия, вплоть до вооруженного принуждения людей к их приему;
— наркомания влечет за собою совершение преступлений иного характера, например убийств, воровства;
— развитие наркобизнеса ведет к созданию разветвленной преступной сети.
На этом автор завершает краткое перечисление характеристик, данных Карлом Марксом содержанию «опиумных войн». Отметим только, что с момента первой его публикации на обсуждаемую тему (1853 г.) по настоящее время (2009 г.) прошло 256 лет.
Сегодня с уверенностью можно констатировать: зарисовки корреспондента о незаконном распространении наркотиков спустя два с половиной столетия определяются уже как закономерности. Выясняются и новые нюансы, не подмеченные Марксом, но замешанные на все том же «старом тексте»: «Связь между семьями самых крупных наркоторговцев длится веками, таким примером может служить королевская чета, которая до сих пор является одним из богатейших семейств …истоки их богатства… уходят корнями в опиумную войну в Китае».
К слову, «опиумные войны», давшие бурное начало выращиванию мака в самом Китае от его южных границ до северных, способствовали миграции из Маньчжурии в Российскую империю уже обученных этому промыслу дунган и уйгур, числом не менее 200 тыс. человек. Эта история заслуживает того, чтобы поведать о ней хотя бы в самом сжатом виде.
В 1871 г. власти Северной Манчжурии обратились к российскому императору с просьбой ввести свои войска на территорию Китая в долину реки Или. Такой маневр позволял китайским правителям перебросить часть вооруженных сил для подавления крестьянских бунтов в других частях страны. По велению Александра II русский экспедиционный корпус дислоцировался на упомянутой территории, где в основном проживали исповедовавшие ислам дунгане и уйгуры. Они находились с маньчжурскими властями в острой конфронтации, так как намеревались создать суверенное Дунганское государство. Эти народы занимались главным образом торговлей и быстро воспользовались началом «опиумных войн» против китайцев.
Немало дунган и уйгур переключились на производство опиума и прибыльно сбывали его. Вырученные деньги использовались на приобретение оружия и финансирование иных сепаратистских идей.
Прошло 10 лет, и в 1881 г., решив свои внутренние проблемы, маньчжуры «попросили» Россию вывести военный корпус из долины Или. Вместе с войсками в Российскую империю устремились двумя этапами не менее двух сотен тысяч дунган и уйгур, которых китайцы намеревались уничтожить физически за сепаратизм и наркобизнес.
Российские власти позволили иностранцам осесть в Туркестанском крае, преимущественно в районе озера Иссык-Куль. Разумеется, навыки наркобизнеса мигранты принесли в Российскую империю вместе со своим скарбом. Со временем переселенцы (через оставшихся в Китае родственников и другие связи) наладили контрабандные поставки наркотиков на русско-китайской границе. В преступный бизнес оказались вовлечены кочевые племена киргизов и казахов, а также русские колонисты.
Они с охотой сдавали пашни в аренду мигрантам для выращивания мака и конопли, получая взамен суммы денег, которые бы не выручили от продажи хлеба. В итоге в сельской местности стали отмечаться праздность и пьянство. Со строительством железной дороги из Петербурга и Москвы в Среднюю Азию ввоз наркотиков в центр Российской империи начал приобретать угрожающий характер, но только в период Первой мировой войны монархическая власть наконец-то проявила обеспокоенность. Но это отдельная история.
3. Политика наркогеноцида продолжается
В первой трети XX в. итоги «опиумных войн» и английскую практику наркогеноцида досконально изучили японские милитаристы. В ходе колонизации острова Формоза (ныне — Тайвань), Маньчжурии, Кореи и отчасти континентального Китая они более смело, открыто и агрессивно применяли методы умышленной наркотизации местного населения, достигая тем самым определенных целей. Использовался как опиум, так и героин.
Точную военно-политическую оценку их действиям довел до нас итальянец Амлето Веспа: «Несомненно, что вся эта торговля наркотиками является частью японской политики порабощения. Убивать людей пулями, бомбами и снарядами стоит денег. Но умерщвлять их наркотиками и притом пожинать огромные прибыли — это не только выгодное дело, но и блестящий прием военной стратегии. Так рассуждает японская военщина!».
Воспоминания итальянского моряка, работавшего на китайскую, а затем на японскую разведку, важны, потому что он, похоже, первым заявил о наркотиках как об оружии против человечества, обладающем страшной разрушительной силой, оружии, долговременные итоги воздействия которого на физиологию человека сопоставимы с классическими разновидностями ОМП.
По его наблюдениям, японские милитаристы, главным образом представители спецслужб, переодетые в цивильную одежду, платили наркоманам-школьникам премию за каждого «новообращенного» будущего раба Страны восходящего солнца. Их собственный богатый опыт, как и длительная практика англичан, показывали: человек, потребляющий наркотики, перестает и думать о каком-либо сопротивлении захватчикам.
А эти, иначе не назовешь, махровые расовые суждения приводятся из § 15 Наставления для японских солдат, выдержки откуда публиковались в Журнале Американской медицинской ассоциации в 1942 г.: «Употребление наркотиков недостойно высшей расы, которой являются японцы. Только низшие расы, вырождающиеся, как китайцы, европейцы и индусы, предаются употреблению наркотиков. Вследствие этого они предназначены быть нашими рабами и постепенно должны вымереть».
В последующие десятилетия методология «опиумных войн» совершенствовалась и оттачивалась, чему способствовали технологические прорывы в области создания новых наркотиков, многократно более сильных и скорых по воздействию на физиологию и сознание человека, нежели опиум англичан или японский героин. Локальная практика отрабатывалась в полевых условиях военных конфликтов, развязываемых ненасытными до человеческой крови милитаристами в странах Азии, Африки и Латинской Америки.
Некоторые зарубежные государства запускали экспериментальные программы «опиумных войн» среди собственного населения. Правда, под иными названиями, из которых особенно громкий общественный резонанс вызвала разоблаченная журналистами спецоперация ЦРУ, именовавшаяся «МК-Ультра», с применением на не ведавших того американских гражданах галлюциногенных препаратов типа ЛСД. Подопытные американцы выбрасывались из окон высотных зданий, бросались под колеса автомашин, заканчивали жизнь самоубийством иными способами.
Во второй половине XX в. кузницами «опиумных войн» с транснациональным размахом допустимо назвать некоторые государства Латинской Америки, фактически контролировавшиеся через марионеточные политические режимы Северной Америкой, а равно страны «золотого треугольника» и «золотого полумесяца». При этом интересно, что линии движения кокаина и героина как из Азии, так и из Латинской Америки отчего-то в основном были нацелены на европейский континент.
Наиболее показательной суверенной территорией, превращенной в международный полигон «опиумных войн» в наши дни, является, как отмечалось в начале статьи, Афганистан. И вот что любопытно: спецслужбы России еще лет десять тому назад на деловых переговорах предупреждали ЦРУ, разведки иных развитых стран мира о высокой вероятности негативного развитии событий в Афганистане именно в плане активизации терроризма и наркобизнеса.
4. В борьбе с наркотрафиком надо играть по правилам
Неписаные антинаркотические правила в современной геополитике сложились так, что североамериканский континент, где ведущая роль принадлежит США, до последнего времени как бы оттягивал на себя латиноамериканский кокаин и тем самым предупреждал его массированное проникновение в пределы Российской Федерации. Потоки кокаина в основном оседают в Западной Европе, до России дотягиваются отдельные его ручейки. Соответственно Россия, а вслед за нею Европа впитывают в себя многие тонны азиатского героина, отвлекая от Северной Америки немалую часть этой разновидности «белой смерти».
Правоохранительные органы и специальные службы США, России и ЕС, каждые на своих участках фронта борьбы с наркотиками, прилагают немалые усилия, чтобы поддерживать стратегический глобальный паритет, упредить цунами кокаина и героина как в собственные внутренние пределы, так и в другие страны мира. И разумеется, в этом ответственном деле важнейшую роль играет добросовестно налаженное сотрудничество.
Но как только в Афганистане оказались Союзные войска, очерченная выше джентльменская международная схема начала ломаться, что обусловило формирование гипотезы о развертывании очередного сценария «опиумных войн». В ее подтверждение эксперты обращали внимание хотя бы потому, что Союзные войска в течение восьми лет так и не сумели добиться впечатляющих успехов в борьбе с проблемой наркотиков на оккупированной территории (некоторые сдвиги обнаруживаются только сейчас, о чем разговор пойдет ниже). Не только Россия, но и сами американцы этим обстоятельством возмущаются.
Уже короткое время спустя после развертывания международной антитеррористической операции коалиционными силами, 11 декабря 2001 г., газета «Дейли Ньюс» (Нью-Йорк) высказывала удивление, почему «за все время с начала военных действий в Афганистане нигде не было ни одного сообщения о бомбардировке маковых полей, о хотя бы одном случае захвата хранилища с наркотиками в горных пещерах или задержании на границе крупного груза с контрабандным героином».
Аналогичное недоумение присутствовало у бывшего директора Федеральной пограничной службы Константина Тоцкого, представлявшего позднее интересы России в Брюсселе. Генерал Тоцкий неоднократно информировал Интерпол, Управление ООН по борьбе с наркотиками о месте нахождения лаборатории и завода по производству наркотиков на территории Афганистана, в том числе передавал координаты семи новых лабораторий на границе с Таджикистаном. И — без каких-либо результатов.
А экс-президент Российской Федерации В.В. Путин в сердцах констатировал в сентябре 2004 г.: «Они там почти ничего не делают, чтобы наркоугроза хотя бы снизилась. Ничего не происходит. Наши усилия по дипломатическим и политическим каналам пока не приносят результатов». Именно из-за такого несовпадения между словами и делами депутат Государственной Думы Александр Гуров полагал: натовцы и главари афганской наркомафии договорились «не трогать» друг друга.
В ответ на столь непонятную инерцию Союзных войск возникло немало версий; большинство из них строились на объяснении подобной «вялости» в борьбе с наркотиками Союзными войсками американским интересом в искусственном затягивании этой проблемы на территории Афганистана. Приведем одно из суждений по данному поводу, высказанное в ноябрьской 2008 г. в радиопередаче «Голос России» политологом Виктором Надеином-Раевским: «Одни наблюдатели исходят из того, что афганские наркотики до США не доходят.
Они идут главным образом в Европу, которую США считают своим экономическим конкурентом, в Россию, которую США считают своим конкурентом на соседнем с Афганистаном пространстве Центральной Азии. Другая версия состоит в том, что США и их союзники по НАТО не хотят портить отношения с влиятельными афганскими наркобаронами. Мне ближе третья версия: администрация Буша послала войска в Афганистан и вовлекла в эту войну своих союзников по НАТО, прежде всего, для того, чтобы обеспечить военный плацдарм в центре очень важного со стратегической и экономической точки зрения региона. А окончательная победа над талибами и искоренение афганского наркобизнеса в число ее приоритетов не входило и не входит».
О том, что инициативы здравомыслящих американцев, нацеленные на ликвидацию наркопроблемы в Афганистане, наталкиваются на скоординированное сопротивление таким попыткам и со стороны Президента Афганистана, и со стороны высокопоставленных чиновников из Пентагона, довольно откровенное заявление сделал Томас Швайх — бывший помощник руководителя Бюро по международной борьбе с наркотиками и правоохранительной деятельности Госдепартамента США. В статье «Является ли Афганистан наркогосударством?» (Is Afghanistan a Narco-state?) он в отчаянии написал: «Странная клика из трусливых европейцев, близоруких СМИ, коррумпированных афганцев, узколобых генералов из Пентагона, политически ангажированных демократов и талибов мешала осуществлению эффективной программы по борьбе с наркотиками» (Нью-Йорк таймс. 2008. 27 июля).
5. Гнилые плоды антинаркотической политики в Афганистане
Какие же условно новые характеристики-закономерности несут в себе современные волны контрабанды афганских опиатов и производных конопли?
Во-первых, контрабанда наркотиков нарушает гармонию финансовой системы государств, против которой развязана наркоагрессия. В частности, за счет вливания в финансовый оборот «грязных» денег, выраженных в суммах многих сотен миллионов долларов.
Во-вторых, расширяются возможности шпионажа со стороны тех стран, которые прикрывают свои разведывательные интересы зонтиком контрабанды наркотиков по каналам их трансграничного перемещения. Кстати, в СМИ в 2008 г. появились заметки о мелькании силуэтов американских и английских военнослужащих в рядах трансграничной организованной преступной группы, связанной с Афганистаном.
В-третьих, администрация государства — источника наркоугрозы, в счет прибыли от наркотрафика получает солидную бюджетную строку доходов, что облегчает финансовое бремя оккупационных сил, находящихся в таком государстве. То есть происходит материальная заинтересованность марионеточного режима и его покровителей в наркотрафике.
В-четвертых, в самом государстве — источнике наркоугрозы наблюдается нехватка продовольственных товаров, так как сельскохозяйственные угодья, предназначенные под выращивание зерновых культур, овощей и фруктов, заменяются посевами наркотикосодержащих растений. В результате руководство страны постоянно вопиет перед мировым сообществом о необходимости предоставления гуманитарной помощи.
Последнее такое чуть ли не ультимативное обращение к государствам-донорам исходило от правительства Афганистана поздней осенью 2008 г., когда иссякли неизвестно как и неведомо куда 20 млрд. долл. Эту внушительную сумму денег президент Хамид Карзай выцыганил у доверчивых спонсоров на Парижской конференции по Афганистану, прошедшей 12 июня 2007 г., под громогласные заявления о скором наведении порядка на родной земле. А в последнем вопле о материальной помощи подчеркивалось, что, если в страну в ближайшее время не начнет поступать продовольствие, Афганистан окажется на пороге гуманитарного кризиса: голодом будут охвачены не менее 5 млн. человек.
Не пора ли прекратить лукавить? Аргументы о необходимости крупных валютных вливаний в Афганистан в виде гуманитарной и иной поддержки от зарубежных государств-доноров не выдерживают критики. По оценкам экспертов, лишь пять центов из каждого доллара помощи тратились на конкретные нужды Афганистана.
Остальные деньги расходуются на высокую оплату труда специалистов стран-доноров (40%), а большая их сумма расхищается коррумпированными чиновниками. Прислушаемся к заявлению американского генерала Барри Маккаффри (он консультирует высокопоставленных чиновников США и НАТО). «Аль-Каида» и «Талибан», утверждает он, от торговли опием получают до 800 млн. долл. ежегодно, при том что общий объем нелегального производства и экспорта опиума и конопли составляет 4 млрд. долл.
На базе цифр, приведенных Барри Маккаффри, допустимо сделать вывод: оставшаяся, и немалая, часть денег регулярно оседает в карманах афганских наркобаронов и прикрывающих их политиков, но никак не доходит до 5 млн. сограждан, перспектива которых — голодное существование.
Так формируется наркобюджет, где нет строки расхода для бедных, но есть повод клянчить гуманитарные подачки извне.
6. План маршала Лиотэ
И здесь поневоле припоминается поучительная притча о Генеральном резиденте Франции в Марокко маршале Луи-Жубер-Гонзальв Лиотэ (Lyantey). Он командовал колониальными войсками в Северной Африке в начале XX в.
Однажды в Рабате, изнывая на улице от жары, он дал подчиненным приказ посадить по обе стороны дороги деревья. «Деревья вырастут только через 50 лет!» — воскликнул кто-то из присутствующих. «Именно поэтому работу начните сегодня же», — приказал маршал.
Под кодовым названием «Операция Лиотэ» английской разведкой в 1953 г. разработана рассчитанная на годы вперед стратегия под N 5736/G. Этот, как бы сказали современные ученые, межведомственный и междисциплинарный план предусматривал мероприятия по, цитирую: «выявлению и использованию трудностей и уязвимых мест внутри советского блока».
Операция включала три направления:
1) всасывание (т.е. получение данных);
2) дистилляция (обработка и искажение добытых сведений до ядовитости);
3) излияние (доведение этих сведений до нужных адресатов).
17 февраля 1959 г. «Операция Лиотэ» дополнялась приложением N 2279/HB. Вроде бы эта стратегия досрочно прекращена в начале 1990-х гг. по причине ликвидации противника — Союза ССР.
Другой, более «старый» план, разработанный англичанами 70 лет тому назад, 28 октября 1939 г., под иным кодовым наименованием, уже реализован. Он нацеливался на дестабилизацию приграничной обстановки в пределах Средней Азии, Кавказа, Закавказья. Гриф секретности намечается с него снять через шесть лет, в 2015 г.
Приведенные выше документы с риском для жизни добыли советские разведчики-нелегалы, муж и жена Федоровы, а их начальники положили эти важнейшие сведения, надо думать, на стол руководству государства. Увы, как следует из военных мемуаров исполнителей этой суперакции, стратегические планы только одного государства — члена НАТО против нашей страны вряд ли пользовались должным вниманием советских политических лидеров времен заката СССР. Похоже, документы оказались спрятаны под сукно. Сколько подобных планов-стратегий разрабатывалось и реализовывалось всеми недругами нашего государства в период советской эпохи, остается только догадываться.
В связи с такого рода историческими примерами и наблюдениями за множеством аналогичных событий в области социальной жизни, особенно в злополучные 1990-е гг., на ум невольно приходят аналогии. Ведь именно тогда российские органы правоохранения и спецслужбы — гаранты национальной безопасности правового государства и гражданского общества — претерпели длительную чехарду административных реформ, эхо которых не затухает и в наши дни.
Не может ли сложиться так, что, несмотря на заверения в дружбе и любви к России, наши ставшие после развала Союза ССР еще более мощными оппоненты в мировой экономике и политике исподволь проводят в жизнь новые варианты «Операции Лиотэ»? Некие геополитические стратегии, где наркотикам отводится своя долгоиграющая роль в геноциде населения, ослаблении экономической и политической устойчивости государства и общества, где Афганистан определяется плацдармом развертывания наркоугрозы как для России, так и других стран Евразийского региона.
Когда одним махом пытаются двух, а то и больше зайцев убить? Разумеется, в первую очередь во имя сверхприбылей и завоевания мирового господства в однополярном мире. Пишет же, и довольно уверенно, американский журналист Дэн Перцефф, что афганский трафик находится под эгидой ЦРУ, а потоки синтетических наркотиков в Россию из Европейского сообщества контролируются английской разведкой МИ-6.
Конечно, открытое военное противостояние против России «объективно невозможно, однако новые горизонты социального и научно-технического прогресса определяют новые средства ослабления и поражения потенциального противника… Наркотики же можно охарактеризовать как оружие массового поражения, воздействующее как на физическое, так и на психическое состояние целых народов, наций, поколений».
И тем не менее завершать свою статью призывом к гонке вооружений, активным ответным военным и диверсионным акциям автор категорически не намерен. Ибо помимо описанных радикальных точек зрения постепенно вырисовываются другие, куда более оптимистичные признаки нахождения путей преодоления афганской наркочервоточины.
7. Кто способен разрубить афганский наркоузел?
Возникает вопрос: какие силы способны разрешить проблему очередной «опиумной войны», памятуя об уже пройденных уроках истории и новых тревожных гипотезах? С учетом наметившихся в 2009 г. тенденций в лучшую сторону ответы могли бы стать такими.
1.Афганский народ и власти Афганистана. Именно население Афганистана, электорат могли бы сыграть ключевую роль в решении наболевших проблем в собственной стране. Немалую — и консолидирующую, и посредническую, и консультационную поддержку в урегулировании афганской наркоситуации в состоянии оказать страны ШОС и ОДКБ. Разумеется, никто не станет насильно переиначивать беспокойного соседа под собственное лекало, однако и терпеть наркоагрессию из Афганистана в свой адрес также никто не намерен.
К слову, афганские руководители не единожды намекали, а то и открыто заявляли о перспективе налаживания связей как с ШОС, так и с ОДКБ. И совсем недавно, 30 сентября 2009 г., прошло заседание Комитета секретарей Совбезов ОДКБ, по итогам которого секретарь Совета безопасности Российской Федерации Н.П. Патрушев подчеркнул «необходимость наращивания эффективности мер, направленных на противодействие наркоугрозе в зоне действия коллективной безопасности». А директор ФСКН России В.П. Иванов несколькими днями позднее, в ходе подписания Соглашения о сотрудничестве в борьбе с незаконным оборотом наркотиков между ФСКН России и Министерством по борьбе с наркотиками Афганистана, высказал предложение о готовности нашей страны направлять в Кабул российских инструкторов.
2. Совет Безопасности ООН и другие структуры Организации Объединенных Наций. В конце ноября 2008 г. в Кабуле работали аккредитованные при ООН представители 15 стран, входящих в Совет Безопасности ООН. Делегацию возглавляет представитель Италии Джулио Терци. Однако вопрос о путях выведения Афганистана из списка мировых наркоисточников остался без должного внимания.
Еще раньше, в середине октября 2008 г., проходило специальное заседание ООН по Афганистану. Россия в очередной раз внесла предложение объединить свои усилия, а также усилия стран, входящих в ШОС, ОДКБ, с усилиями государств — членов Союзных войск в Афганистане. Как с горечью заметил постоянный представитель России в ООН Виталий Чуркин, ответа на свои предложения Россия не получила и на этот раз.
С той поры прошел очередной год напряженных ожиданий, и вот дело все-таки начало сдвигаться с мертвой точки. В последнем докладе Управления ООН по наркотикам и преступности (2009) отмечается некоторое снижение объемов ежегодного производства опия-сырца, хотя по-прежнему мировые «потребности» в этом виде наркотика афганский опий превышает на две тысячи тонн.
3. Союзные войска в Афганистане. Союзные войска, общая численность которых приближается к 70 тыс. штыков и будет дополнительно увеличена, несут нарастающие людские потери (на 15.10.2009 — 1451 человек). В условиях все накаляющегося противостояния «Талибана» армии США, Великобритании и Канады возглавляют этот мартиролог.
Однако, похоже, «тупоголовые генералы Пентагона», как бросил сгоряча Томас Швайх, осознали наконец-то прямую связь между доходами от наркобизнеса и активностью боевых действий «Талибана». Они вознамерились изменить свой имидж и продемонстрировать противнику серьезность антинаркотических помыслов. Опираясь на воинские контингенты и афганские правоохранительные органы, Союзным войскам к настоящему времени удалось очистить от маковых плантаций две трети территории страны.
Свою роль в достигнутом прогрессе сыграла постепенно набирающая обороты аграрная политика по замене крестьянами (дехканами) посевов мака на другие сельскохозяйственные культуры, что поощряется материально и чему активно препятствуют талибы.
Фиксируются изъятия крупных партий наркотиков. Например, в день восьмой годовщины оккупации Афганистана Союзными войсками — 7 октября 2009 г. — структурами государственной безопасности и американскими военнослужащими на юге страны (провинция Гельменд) удалось конфисковать свыше 50 т опиума и 1,8 т героина, ликвидировать фабрику по его выпуску и уничтожить 17 боевиков движения «Талибан».
4. Администрация США. Поставить точку в этом затянувшемся вопросе мог в свое время президент США Джордж Буш. Однако репутация «хромой утки» появилась у ныне экс-президента и членов его команды именно после того, как они ввязались в войну в Афганистане и Ираке. Поэтому груз неразрешенных геополитических забот в Центральной Азии взвалил на себя вновь избранный Президент США — Барак Обама. То, что он размышляет на предмет сворачивания новой «опиумной войны», демонстрируют его последние политические шаги.
К примеру, госсекретарь Хиллари Клинтон заявила недавно, что американцы «сами в определенной степени создали проблему, которую сейчас пытаются решить в Афганистане» — Усаму бен Ладена, талибов, моджахедов и джихадистов, взращенных США против ограниченного контингента советских войск, находившихся в этой стране в течение 1979 — 1989 гг. Такое признание, хотя и носит очевидно запоздалый характер, но может быть признано неким позитивным жестом в сторону России.
Не так давно в рамках двусторонней российско-американской президентской комиссии Медведев — Обама состоялись переговоры на уровне антинаркотических служб США и России о налаживании более тесного сотрудничества в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков. В частности, ФСКН России ожидает получить от ДЕА сведения о 50 афганских наркобаронах, а в ответ Россия уже передала США 150 «брендов» производителей афганского героина.
Правда, не вполне понятно пока озвученное в Конгрессе США (летом 2009 г.) намерение администрации Обамы свернуть программу уничтожения посевов опийного мака в Афганистане методом распыления ядохимикатов в связи с ее якобы полной неэффективностью.
Но в Латинской Америке масштабы территорий, на которых успешно ликвидируются с помощью подобных химикатов незаконные посевы кустарника коки, измеряются сотнями тысяч гектаров. Применение, например, глифосата — «убийцы сорняков» отличается постоянным успехом во многих странах мира. Как подшучивают эксперты, афганские наркобоссы смело используют его в своих садах, растирают в ладонях, перед тем как распылить на почву. Препарат безвреден для людей и быстро распадается, попадая в землю.
И все-таки Вашингтон намерен не перераспределить финансовые ресурсы, а инвестировать их сугубо в области укрепления пограничного контроля, задержания крупных дельцов наркобизнеса, расширения помощи крестьянам с целью поощрить выращивание ими основных сельскохозяйственных культур, исключая наркотикосодержащие растения.
Таким образом, постепенно проявляются пусть пока еще и слабые, но признаки желания со стороны всех перечисленных выше сил призвать к порядку буквально истекающий наркотиками Афганистан. Была бы только к тому добрая коллективная воля. Да и на самом деле, куда перспективнее и надежнее поиск взаимно понятного и предельно прозрачного языка общения между субъектами, как выражался А.А. Зиновьев, «глобального человейника».
Преодоление международного финансового кризиса, пресечение глобальных аппетитов трансграничной организованной преступности и международного терроризма, разработка мер по сохранению мировой экологии, энергоресурсов, освоение космического пространства, поиск взаимно выгодных путей в нивелировании многих и многих иных проблем, имеющих отношение ко всем членам мирового сообщества, немыслимы без приложения коллегиальных усилий.
Именно эта аксиома вселяет уверенность, что «опиумные войны» в возродившемся вдруг афганском варианте должны вскоре кануть в анналы человеческой истории, ибо начало XXI в. знаменуется неуклонным наступлением эры многополярного мира. Новых гуманных и справедливых стандартов международных отношений, предлагаемых человечеству Россией.
Автор статьи: Б.Ф. КАЛАЧЕВ
Добавить комментарий