«

»

Янв
09

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ЦИНИЗМА: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК МЕТОД ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРАВОВОГО ЦИНИЗМА ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

Работа по преодолению правового нигилизма является достаточно сложной. Ее основные направления зависят и от состояния российского общества, господствующих экономических, политических, правовых и нравственных взглядов, а также от уровня культуры населения.

1. Строиться эта работа должна с обязательным учетом причинности и развития этого явления, так как в основе его преодоления лежит устранение порождающих причин и условий. Меры по искоренению какой-либо одной из причин или источника правового цинизма не приведут к его исчезновению.
Поэтому необходимо комплексно подходить к решению этого вопроса. Очевидно, что пути преодоления психологического правового цинизма и историко-политического правового цинизма различны. В рамках преодоления его психологической составляющей главенствующее место принадлежит правовому воспитанию.

2. По нашему мнению, организация работы по преодолению правового цинизма должна иметь свою стратегию, а именно:

быть нацеленной на решение задач по преодолению этого негативного явления;
учитывать реально существующие процессы и противоречия социальной жизни, порождающие, как свое следствие, данное явление;
определять основные направления по преодолению отдельных форм и видов проявления деформации правового сознания;
формулировать цели, способы и средства данной деятельности.

3. Целями стратегии такой работы являются постепенное сокращение и, в конечном счете, преодоление правового цинизма, хотя мы должны признать, что перспектив для полного преодоления правового цинизма в российском обществе в настоящее время нет. Речь может вестись только о сокращении количества проявлений этого явления.

4. Наиболее оптимальными методами преодоления правового цинизма как формы деформированного правосознания выступают воспитательные и предупредительные.

Воспитательные методы основаны на сознательном восприятии членами общества правовых знаний, установок и представлений. Использование их целесообразно в ходе организации работы по формированию положительного правосознания, а также по предупреждению случаев его деформации.

Предупредительные методы направлены на выявление и устранение негативных факторов социальной среды, которые выступают в качестве причин и условий правового цинизма. Они могут применяться и на индивидуальном уровне для предупреждения, а также преодоления деформации индивидуального правосознания путем устранения порождающих ее причин и условий. Их использование должно сопровождаться системой социально-экономических, социально-политических, правовых, организационных и иных мероприятий, проводимых государством и обществом в целях повышения уровня правосознания.

5. Необходимость организации государством правового воспитания обусловлена тем, что законодательные нормы, установленные в стране, нередко нарушаются, чему способствуют существующие у отдельных членов общества различные формы деформации правового сознания, и, прежде всего, правовой цинизм. В целях восстановления законности государство вынуждено применить к нарушителям как установленные нормами права меры принуждения, так и соответствующие меры воспитательного воздействия. Причем более эффективными нередко являются именно меры воспитательного воздействия.

6. Мы полагаем, что усилия правового воспитания необходимо сосредоточивать по двум направлениям: во-первых, на наращивании правовой информированности субъектов; во-вторых, на проникновении в ментальные сферы внутреннего мира человека.

Первое из указанных направлений правового воспитания способствует тому, что его субъекты получают достаточное количество правовых знаний и представлений, которые помогают формированию позитивного правосознания и позволяют им правильно ориентироваться в общественной жизни. Сами же правовые нормы, которые должны быть доведены до субъектов воспитания, должны быть двух видов.

Это, прежде всего, нормы, регулирующие отношения гражданина нашего общества и государства по поводу прав, свобод и обязанностей личности. Знание лицом своих прав и обязанностей по отношению к государству, равно как и знание ответственности последнего по отношению к своим гражданам — важнейшая предпосылка формирования у него нормального правового сознания.

Кроме того, это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения в сфере трудовой деятельности людей. Уяснение этих норм помогает формированию у личности положительного профессионального правосознания. Важно при этом, чтобы окружающая человека действительность не шла вразрез с положительным зарядом правовых знаний.

Второе направление правового воспитания призвано помочь «заглянуть» вглубь внутреннего мира человека, понять и оценить все достоинства и изъяны, которые привнесены воспитанием. Это касается и его правосознания, позитивный либо искаженный характер которого проявляется в правомерном либо в противоправном поведении.

7. Известно, что выбор средств воздействия зависит главным образом от цели. В данном случае — от цели, которую ставит субъект правового воспитания. Наиболее часто встречающаяся в юридической литературе иерархия целей правового воспитания выглядит следующим образом:

формирование системы правовых знаний;
формирование правовой убежденности;
формирование мотивов и привычек правомерного, социально активного поведения.

Цель правового воспитания — формирование теоретико-идеологического и психологического компонентов правосознания и преодоление случаев проявления его деформации. Так наиболее полно цели правового воспитания раскрывает И.Е. Фабер. Он пишет, что целью правового воспитания является «формирование определенной политической, нравственной, юридической структуры личности». Говоря о целях правового воспитания, важно помнить, что в них фиксируется не существующее, а отсутствующее.

Применительно к правовоспитательным целям можно сказать, что в них фиксируется не только то, что отсутствует в сознании индивида. В них, чаще всего, отражаются недостатки и слабое развитие тех или иных аспектов правового воспитания. Так, если в качестве одной из познавательных целей провозглашается, например, знание права, то это значит, что такое знание отсутствует. В данном случае имеется в виду недостаточность знания права, несоответствие объема и уровня этого знания адекватному правовому осознанию общественных отношений.

Многоступенчатость правового воспитания предполагает принятие мер по достижению одновременно познавательных, эмоциональных и поведенческих целей. Таким образом, цели правового воспитания достигаются постепенно, путем перехода от простых к сложным. Поэтапность диктуется самим их содержанием. Такая поведенческая цель, как «выработка привычки к соблюдению правовых норм», может быть достигнута лишь в результате длительного воспитания. При этом на каждом этапе применяется своя методика, используются соответствующие воспитательные средства.

8. Есть необходимость говорить о создании на новом качественном и содержательном уровне системы правового всеобуча населения, охватывающего молодые семьи, молодых родителей, преподавательский состав, воспитателей всех категорий, работников учреждений, государственных служащих, персонал правоохранительных органов и др.

9. В серьезном и существенном усовершенствовании нуждается система правовой пропаганды, участие в которой средств массовой информации, учреждений искусства, культуры, досуга, видеорынка сегодня не выдерживает никакой критики.

Нуждается в продуманных решениях работа по подбору кадров, обладающих способностями к регуляции процесса правовой социализации. Здесь уместен психологический отбор по способностям. Опыт свидетельствует о необходимости особой подготовки отбираемых кадров, их специализации по проблемам правовоспитания. Даже лицам с базовым педагогическим и психологическим образованием требуется немало времени, чтобы понять способы решения этих своеобразных проблем. Нужна подготовка юристов-педагогов и юристов-психологов, а остальным нужна дополнительная специализация.

В улучшении психологической и педагогической подготовки по рассматриваемым проблемам нуждаются все сотрудники правоохранительных органов. Никакой интенсификации регулирования процессов правовой социализации невозможно добиться без перечисленных мер.

Меры методического обеспечения — издание учебной литературы, наглядных пособий, учебных фильмов, методических разработок, распространение передового опыта, массовое использование интенсивных психолого-педагогических технологий, специальная разработка методик работы с различными группами населения и по отдельным трудным вопросам и другое — необходимая часть системы мер.

10. Проблема формирования гуманного государства.

Исторически сложилось так, что российская государственность хронически страдала недостатком гуманности. Государство почти всегда олицетворялось с карательным аппаратом. Далеко не всегда отношения между народом и государством носили гуманный характер. Российской государственности следует идти не только по конституционному пути, но и по пути деятельного гуманизма, поскольку гуманное государство наиболее приближено к человеку, его интересам, правам, свободам и устремлениям. Данное государство живет не в отрыве от гражданского общества, а в согласии с ним.

Итогом же решения этих проблем должна стать наиболее благоприятная общественная атмосфера, в которой человек смог бы поверить в российскую правовую систему, в российское правосудие; личность должна воспринимать правовые нормы не как внешнее воздействие, а как ценностный идеал.

Автор статьи: А.В. ЛЕВЕНТЮК

Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>