На сегодняшний день Уголовный кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 января 1997 г., содержит пять статей, регламентирующих вопросы института соучастия (ст. ст. 32 — 36 УК РФ). Так, ст. 35 к формам соучастия относит: группу лиц, группу лиц по предварительному сговору, организованную группу, преступное сообщество.
Для сравнения: УК Франции предусматривает лишь одну разновидность группового образования: «организованная банда — любая сформированная группа или любой сговор с целью подготовки одного или нескольких преступлений». В УК Германии в Особенной части различаются три разновидности соучастия: вооруженный отряд, криминальное объединение, террористическое объединение.
Помимо УК РФ, вопросы борьбы с организованной преступностью несовершеннолетних частично отражены в следующих источниках: Конституция Российской Федерации 1993 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина России 1991 г., Уголовно-процессуальный кодекс РФ 2002 г., Семейный кодекс РФ 1995 г., Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001 — 2005 годы», Федеральная целевая программа «Молодежь России (2001 — 2005 годы)», Федеральная целевая программа «Дети России» (2003 — 2006 гг.) и др.
При анализе организованной преступности несовершеннолетних, на наш взгляд, следует исходить из того, что она является составляющей «взрослой» организованной преступности и во многом закономерно определяющей природу последней. Это позволяет нам при исследовании организованной преступной деятельности несовершеннолетних опираться на теоретический багаж, накопленный в ходе изучения организованной преступности.
В настоящее время продолжается дискуссия по поводу толкования понятия организованной преступности среди правоведов в странах, имеющих значительный опыт исследования этого явления.
Впервые термин organized crime появился в XIX в. и означал систематическую преступную активность, целью которой являлись деньги и власть. Отмечается, что данный феномен в течение XX в. и по настоящее время изучается социологией, антропологией, экономикой, политологией и другими науками. Когда речь заходит об организованной преступности в различных странах, то возникают ассоциации подобного типа: в Италии — коза ностра, в Америке — мафия, в Юго-Восточной Азии — триады, в Китае, Гонконге, на Тайване — тонг, в Японии — якудза или борекудан. В уголовном законодательстве формы организованной преступности также именуются по-разному.
Из всего многообразия точек зрения на понятие организованной преступности можно выделить два основных подхода. Первый — казуистический, заключающийся в перечислении конкретных видов преступлений, в которых наиболее ярко выражена организованность противоправных структур.
В США, накопивших большой опыт в исследовании организованной преступности, сохраняются различные подходы в объяснении ее природы и общественной опасности. Федеральное законодательство США определяет организованную преступность как противоправную деятельность членов высокоорганизованной дисциплинированной ассоциации, поставляющей незаконные товары и оказывающей незаконные услуги, что включает игорный бизнес, проституцию, ростовщичество, распространение наркотиков, рэкет в области трудовых отношений и другое.
В разделе 18 Свода законов США содержится федеральный закон от 29.05.1968 — Organized Crime Control Act of 1970 — закон об уголовно-правовом контроле организованной преступности, вступивший в законную силу в июне 1970 г. В преамбуле закона говорится: «Организованная преступность по своему характеру является межгосударственной и международной. Ее преступная деятельность ежегодно оценивается многими миллиардами долларов ущерба. Она является непосредственной причиной совершения умышленных убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, уничтожения и повреждения имущества и террористических действий в отношении бесчисленного количества граждан. Значительная часть преступного дохода организованной преступности вызвана незаконными финансовыми сделками.
Они сопровождаются применением или угрозой применения насилия или других средств совершения преступления». В § 2510 указанного закона сказано: «Конгресс считает, что:
1) организованная преступность в США представляет собой высокоустойчивую, разнородную и широко распространенную деятельность, которая ежегодно обходится в миллиарды долларов для американской экономики;
2) организованная преступность имеет своим источником преступно нажитые денежные средства, полученные от незаконных сделок, совершенных бандитскими организованными объединениями, подложных махинаций, хищений, незаконных сделок с собственностью, транспортировки и распространения наркотиков и за счет совершения других социально опасных деяний;
3) организованная преступность в США ослабляет стабильность национальной политико-экономической системы, причиняет вред законопослушным инвесторам и конкурирующим коммерческим организациям, становится серьезным бременем для межгосударственной и внешней торговли, угрожает внутренней безопасности, подрывает общее благополучие нации и ее граждан;
4) организованная преступность продолжает расти из-за дефектов в механизме правового регулирования расследования и сбора доказательств, необходимых для привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших указанные преступления, из-за противоречий в законодательстве, а также из-за недостаточности санкций и мер, ограничивающих деятельность правительства по контролю организованной преступности и уменьшению причиненного ею вреда».
В Португалии организованная преступность классифицируется по видам преступлений, таким как наркобизнес, изготовление и сбыт фальшивых банкнот, подделка документов, нелегальная торговля оружием, незаконные операции с недвижимостью, квартирные кражи, укрывательство краденого, вооруженные ограбления, угон и незаконная продажа автомобилей, запугивание предпринимателей и терроризм .
Второй подход к понятию организованной преступности заключается в выделении ряда обязательных и дополнительных признаков. Так, полицейские службы Германии определяют организованную преступность как основанную на разделении труда, умышленную, осознанную, продолжающуюся длительный срок, совместную деятельность нескольких лиц, направленную на совершение преступных действий, — зачастую с использованием современных инфраструктур — с целью возможно более быстрого извлечения высоких доходов .
Итальянский исследователь Р. Минн определяет организованную группу наличием следующих признаков: «сбор и передача информации, нейтрализация действий правоохранительных органов, использование социально-экономических служб, существование внутренней структуры, определенная внешняя «законность» действий». На первом международном симпозиуме по проблемам борьбы с организованной преступностью, проходившем под эгидой Интерпола в 1988 г., было сформулировано рабочее определение организованной преступности: «Всякое предприятие или группа лиц, занимающаяся, невзирая на государственные границы, длящейся незаконной деятельностью с преимущественной целью извлечения прибыли».
По мнению западных криминологов, организованная преступность — это комплекс определенным образом организованных и высоко централизованных предприятий, созданных с целью занятия нелегальной деятельностью. Аналогичный подход к определению признаков организованной преступности встречаем в Японии, где разработана и принята комплексная программа борьбы с данным явлением не только на государственном, но и на общенациональном уровне. В Японии существует около десятка гангстерских кланов, несколько тысяч мелких организованных преступных группировок с общей численностью более 50 тыс. человек.
ФБР, констатируя необходимость отграничения организованных преступных групп (предприятий) от иных групп лиц, объединившихся для совершения преступлений, определяет организованную группу как продолжаемый преступный заговор, имеющий организованную структуру, основанный на страхе и коррупции и движимый корыстными мотивами. Такие группы поддерживают свое положение через использование насилия или угрозы насилия, коррупцию государственных служащих, вымогательство и имеют значительное влияние на людей в какой-либо области или регионе страны.
Представляется, что определение организованной преступности по средствам перечисления видов преступлений не совсем приемлемо, поскольку указанные в законе преступления может совершить и индивид. Выделение характерных элементов и признаков более целесообразно, особенно если учесть подвижность и латентность организованных преступных формирований. Формулировка универсальной для всех стран дефиниции организованной преступности, по мнению американских криминологов, затруднительна в силу географических, региональных, культурных, законодательных и иных различий. Это отмечается и на международных научно-практических конференциях по указанной проблематике .
В специальной литературе различают такие понятия, как «организованная преступность несовершеннолетних» и «преступление, совершенное организованной группой несовершеннолетних». Они находятся в диалектической взаимосвязи единичного, особенного и общего. В философии общее — признак бытия единичных вещей, явлений, процессов, закономерная форма их взаимосвязи в составе целого.
Понятие «организованная преступность несовершеннолетних» является, прежде всего, криминологическим, так как им обозначается определенное асоциальное явление. Организованную преступность образуют отдельные преступные деяния, совершенные организованными группами. Понятие «преступление, совершенное организованной группой несовершеннолетних» является уголовно-правовым, в основе борьбы с которым лежит институт соучастия.
Автор статьи: С.Г. ЗАГОРЬЯН
- КАКОЙ ДОЛЖНА БЫТЬ УГОЛОВНО НАКАЗУЕМАЯ КЛЕВЕТА?
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ КЛЕВЕТЫ И ОСКОРБЛЕНИЯ В УК РФ
- УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСКОРБЛЕНИЯ
- ПРЕДЕЛЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СВОБОДЫ СЛОВА СРЕДСТВАМИ УГОЛОВНОГО ПРАВА
- ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ЦИНИЗМ: ПОНЯТИЯ, СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ
- ПОНЯТИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ
Добавить комментарий