Понятие юридического нигилизма в современном понимании рассматривается как одна из форм мироощущения и социального поведения. В настоящее время наше государство невольно стало свидетелем того, как ослабляются нравственные устои общества и отодвигаются на задний план духовные и правовые ценности, создававшиеся на протяжении многих веков.
В.Г. Сафонов в своей статье указывал на то, что человек порой топчет то, что необходимо беречь. Прагматизм отдельных личностей, отрицающих интерес нации, практически отодвинул на задний план все необходимые морально-этические принципы, что становится основной причиной нарушения законов государства. Практически совесть перестала быть гарантией законности. Карьеризм и иные антиобщественные страсти доминируют в общественной жизни.
Приступая к анализу юридического нигилизма, следует согласиться с мнением К.Г. Федоренко, что это одно из тех понятий, которое ныне активно «эксплуатируется» как в научной, так и в публицистической литературе, используется в официально-деловом языке, политико-дипломатическом обороте и бытовом лексиконе. Анализ существующих подходов к его пониманию свидетельствует, прежде всего, о том, что отсутствует единая точка зрения в его определении и толковании среди представителей юридико-правовой науки.
Особенно много внимания уделяли данной теме такие теоретики права, как Н.И. Матузов, который связывал правовой нигилизм с современной российской правовой ментальностью, которая имеет ряд особенностей: «…Неразвитое правовое чувство, низкий уровень политической и юридической культуры, отсутствие прочных традиций законоуважения и законопослушания». В.А. Туманов в своей работе указал: «правовой, или юридический, нигилизм, т.е. скептическое и негативное отношение к праву вплоть до полного неверия в его потенциальные возможности решать социальные проблемы так, как того требует социальная справедливость».
Традиционно в правовой литературе юридический нигилизм характеризуется как негативное явление. Он заключает в своей основе голое отрицание и имеет в мировоззренческой среде индивида автономное происхождение и развитие. Кроме того, о нем говорят как о деформированной части правосознания человека, базирующейся на выборе альтернативы: из массы социальных регуляторов субъект выбирает наиболее подходящий для него, при этом правовая регуляция социального поведения отодвигается на второй план. Несовершенство норм права, порождающее нигилистическую оценку, является источником, мотивом и двигателем для поиска новых юридических решений.
Правовой нигилизм, по мнению В.Г. Сафонова, — показатель, отражение, своего рода лакмусовая бумажка реального качества нормотворческой, интерпретационной и правоприменительной деятельности. Его проявления свидетельствуют об уровне профессионализма органов государственной власти и местного самоуправления, их месте и роли в жизни общества. Это своего рода обратная связь, оценка населением работы властных органов, их реальных действий.
В этом смысле юридико-правовой нигилизм представляется как специфический социальный ориентир, указывающий направление для устранения негативных тенденций в государственно-правовой сфере, приближения власти к обществу, повышения авторитета права и государства. Полновесное использование указанной обратной связи — реальная гарантия демократического развития Российского государства.
Правовой нигилизм, по нашему убеждению, — это реакционное течение в буржуазных странах, которое выражается в отрицании законов и права как такового, юристы западных стран оправдывали часто незаконные действия властей, попирая тем самым правовые нормы. Советская правовая наука как бы подчеркивала, что такое негативное и даже во многом пагубное явление, как правовой нигилизм, было свойственно лишь буржуазным правовым системам; советское же право было незнакомо в принципе с этим самым нигилизмом.
Данное положение с научной точки зрения является верным, но только в том плане, что русскому праву нигилизм и не мог быть свойственен в той степени, в какой он присутствовал в зарубежной юриспруденции в силу различного отношения в этих системах к праву как таковому. На настоящий момент проблема юридического нигилизма в них либо не существует вовсе, либо она настолько мала и незначительна, что не стоит того, чтобы обращать на нее сколько-нибудь пристальное внимание.
В правовой периодике отмечается, что юридические доктрины в России отражали широкий диапазон взглядов — «от правового нигилизма до правового идеализма. Идея закона ассоциировалась скорее с главой государства, монархом, нежели с юридическими нормами. В общественном сознании прочно утвердилось понимание права исключительно как приказа государственной власти».
Представления о праве как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе — то, что исходит сверху, от властей, то и есть право. Следует отметить, что еще Л. Фейербах заметил: «В государстве, где все зависит от милости самодержца, каждое правило становится шатким». К сожалению, наше государство не только не избавилось от этого застарелого порока, но в полной мере унаследовало его, а во многом и приумножило.
В целом же право считалось «неполноценной и даже ущербной формой социальной регуляции лишь на время и лишь в силу печальной необходимости, заимствованной у прежних эксплуататорских эпох». Это было, по сути, лицемерно-маскирующее признание права авторитарным режимом, который не очень-то и нуждался в нем, так как использовал в основном насильственные методы правления. «Перестроечные» процессы, наряду с очистительной миссией, послужили мощным катализатором социально-правового нигилизма, который был вызван не только чисто внешними неурядицами этой ломки, но и более глубокими (подспудными) причинами.
В.А. Туманов отмечает, что, как только общество отказалось от авторитарных методов внеправового государственного управления и попыталось встать на путь правового государства, как только скованные ранее в политическом и экономическом плане люди получили более или менее реальную возможность пользоваться правами и свободами, так сразу же дали о себе знать низкий уровень правовой культуры общества, десятилетия царившие в нем пренебрежение к праву, его недооценка. Юридический нигилизм при востребованном праве оказался куда более заметен и опасен, чем при невостребованном.
Таким образом, это позволяет нам сформулировать искомое определение: правовой (юридический) нигилизм — это комплексное, опасное социально-деструктивное правовое явление, которое масштабно поглощает и деформирует большинство сфер общественной, культурной, политической (правовой) жизни общества и государства; оказывает значительное влияние на формирование правосознания широких масс населения. Преодоление правового (юридического) нигилизма является важной задачей современного демократически правового общества и его органов государственной власти.
Автор статьи: М.Е. ПАНКРАТОВА
- СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВИДЫ КЛЕВЕТЫ И
ОСКОРБЛЕНИЯ В УК РФ
- ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ КАК ИНВАРИАНТ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ
- ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ПРАВОВОЙ ЦИНИЗМ
- А.И. ГЕРЦЕН О РУССКОМ НИГИЛИЗМЕ
- ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ И ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ПРАВОМ
- ВЛИЯНИЕ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА НА ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИИ
- РАЗВИТИЕ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ О СУЩНОСТИ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА
Добавить комментарий