«

»

Дек
11

ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ НЕДВИЖИМЫХ ВЕЩЕЙ В СИЛУ ЗАКОНА

ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИИ НЕДВИЖИМЫХ ВЕЩЕЙ В СИЛУ ЗАКОНА

Законодатель, устанавливая в абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ особый правовой режим таких вещей, как морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, подлежащие государственной регистрации, не предлагает легального определения указанных цивилистических понятий. Однако их юридическое определение необходимо, «так как в научно-правовой работе невозможно устанавливать права на какой-либо предмет без достаточно ясного представления о том, что же понимается под этим предметом или по крайней мере какими основными признаками он характеризуется».

Анализ российского законодательства показал, что ни один из национальных нормативных правовых актов не содержит дефинитивной нормы, определяющей понятие «космический объект». После запуска 4 октября 1957 г. СССР первого искусственного спутника Земли вопрос об определении понятия «космический объект» является дискуссионным в доктрине международного космического права.

Квазиопределение космического объекта содержится в нормах публичного права, которые в силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы. Анализ норм публичного международного права показал, что термин «космический объект» используется в целях изданного нормативного акта и применяется к космическим аппаратам, которые запущены на орбиту вокруг Земли или далее в космическое пространство или по отношению к которым предпринята попытка запуска. Кроме этого, предлагаемые дефиниенсы, перечисляя части целого понятия «космический объект», не раскрывают его содержания. Так, Конвенция о международной ответственности 1972 г., а впоследствии и Конвенция о регистрации 1975 г. определили «космический объект» как термин, включающий составные части космического объекта, а также средство его доставки и его части.

В доктрине международного космического права вопрос об определении понятия «космический объект» является дискуссионным в связи с тем, что предлагаемые дефиниции раскрываются через использование понятий «космическое пространство» или «космическая деятельность», унифицированного определения которых не существует.

Различный правовой режим надземных слоев, выраженный прежде всего в принципе неделимости космического пространства и принципе государственного суверенитета на воздушное пространство, ставит вопрос об их определении и высотном разграничении — делимитации. Данный вопрос был включен в повестку дня Юридического подкомитета Комитета по использованию космического пространства в мирных целях ООН по предложению Франции на Генеральной Ассамблее в 1966 г. Вопрос о разграничении надземного пространства вызвал ряд неодобрений со стороны некоторых государств ввиду либо «преждевременности вопроса», либо «отсутствия необходимости делимитации».

В результате дискуссий на международном уровне сформировались два основных подхода по проблеме делимитации и определения космического пространства: прямой («пространственный»), сторонники которого предполагают разграничение между воздушным и космическим пространствами путем либо поиска естественного физического рубежа, либо установления в договорном порядке границы на условной высоте; и опосредованный («функциональный») — предполагает наличие единого надземного пространства, в котором параллельно действуют два международных правовых режима, регламентирующих соответственно космическую и аэронавтическую деятельность государств.

Сторонниками пространственного подхода было выработано множество концепций разграничения надземного пространства: концепция, основанная на отождествлении верхней границы национального суверенитета государств с границами атмосферы; концепция, связанная с запуском СССР в 1957 г. первого искусственного спутника Земли; концепция Италии 1975 г. о фиксировании «вертикальной границы» на высоте приблизительно 90 км от поверхности Земли; концепция «соглашения государств», предложенная СССР в 1983 г., и др., однако и по сей день вопрос об определении и делимитации космического пространства не снят с повестки дня Юридического подкомитета ООН.

Посредством функционального подхода к делимитации космического пространства предлагалось через определение космического объекта и (или) космической деятельности провести различие аппаратов, предназначенных для полетов в воздушном пространстве, и аппаратов, предназначенных для исследования и использования космического пространства. Особенность в определении термина «космическая деятельность» заключается в том, что такая деятельность, направленная на исследование и использование космического пространства, проводится не только в космосе, но и с помощью определенного инструментария — на Земле.

Так, А.С. Пирадов понятие космической деятельности связывает с «деятельностью в космической среде, включая операции, осуществляемые на Земле в связи с запуском космического объекта, его управлением и возвращением на Землю». Главной сложностью определения остается то, что дефиниенс понятия «космическая деятельность» включает в себя понятие «космическое пространство», нижняя граница которого, как было сказано выше, до сих пор не установлена.

Обращение к науке и законодательству зарубежных стран не может помочь в определении универсального понятия «космический объект», который рассматривается, как правило, в качестве пусковой установки, способной нести «космический объект», самого космического объекта, а также их составных частей.

С точки зрения Института воздушного и космического права Университета Лапландии, к категории космических объектов относятся «средства доставки кораблей многоразового использования, сам корабль… его вспомогательное оборудование, продукция, производимая в его лаборатории, и даже находящиеся в нем люди».

Закон Австралии о космической деятельности 1998 г. (с учетом поправок 2001 — 2002 гг.) наиболее полно и последовательно определяет космический объект как объект, состоящий из: «ракеты-носителя; полезной нагрузки (если таковая имеется), которую ракета-носитель должна вывести в район, расположенный на расстоянии свыше 100 км от среднего уровня моря, или из него; или любую часть такого объекта, даже если: эта часть должна проделать только некоторый путь в район, расположенный на расстоянии свыше 100 км от среднего уровня моря, или из него; или эта часть появилась в результате отделения полезной нагрузки или полезных нагрузок от ракеты-носителя после запуска». Причем «указание на 100-километровую высоту в Законе не представляет собой попытки со стороны Австралии определить или делимитировать космическое пространство».

Советскими, а впоследствии и российскими специалистами в области космического права, принимавшими участие в международных дискуссиях, предлагались различные определения космического объекта.

Так, Г.П. Жуков включал в понятие «космический объект» «все разновидности технических устройств и сооружений, предназначенных для использования в космическом пространстве». А.С. Пирадов под космическими объектами подразумевает «созданные человеком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т.д.». Причем, как подчеркивает автор, «созданный искусственный объект, предназначенный для запуска в космос, но еще находящийся на Земле, не является космическим объектом. Однако если такой объект был запущен, то он считается космическим, даже не будучи выведенным на орбиту (в случае неудачного запуска), а также после возвращения на Землю (запланированного или аварийного)».

Д.В. Чекановым во избежание «терминологической путаницы, как в науке права, так и во всех остальных науках», которая может возникнуть при именовании инструмента исследования (и использования) и объекта исследования (метеоритов, астероидов, комет, небесных тел) одним и тем же именем — «космический объект» предлагается введение нового в науке права термина «искусственный космический объект», который определялся бы в национальном праве как «сконструированный, изготовленный и предназначенный для выполнения работ и оказания услуг в космическом пространстве и зарегистрированный в качестве такового в специальном государственном реестре (регистре) аппарат, технические возможности которого позволяют ему длительное время автономно находиться как в космическом пространстве, так и, используя свои аэродинамические свойства на этапах запуска и (или) возвращения из космоса, пересекать воздушное пространство (многоразовые аэрокосмические объекты и средства доставки).

М.В. Абрамовой было предложено определение космического объекта как искусственно созданного объекта, запускаемого в космическое пространство или на небесное тело для научных и исследовательских целей сбора и передачи информации и иных, в том числе коммерческих, целей, и управляемого наземным центром. Причем акцент в данном определении автором делался на «связи, которая существует у каждого космического объекта с землей», выраженной в наличии наземного центра, позволяющего осуществлять управление космическим объектом с земли.

Ввиду невозможности унификации определения «космический объект» в общенаучное понятие, в связи с тем, что международные договоры используют данный термин ad hoc, считаем необходимым выработку дефиниции в национальном праве. Учитывая отсутствие дефиниенсов основных составляющих, раскрывающих содержание понятия «космический объект», необходимо объединить в одном определении: цель запуска (или сооружения); технические характеристики объекта; среду эксплуатации, предложив, таким образом, следующее определение: космический объект — искусственно созданный, предназначенный для исследования и использования космического пространства аппарат, технические возможности которого позволяют ему длительное время автономно находиться и (или) передвигаться в космическом пространстве.

Единственным из рассматриваемых понятий, определение которого выработано на законодательном уровне, является понятие «воздушное судно». Воздушный кодекс РФ определяет воздушное судно как летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ч. 1 ст. 32). Для анализа предложенного определения обратимся к истокам его создания.

Основной критерий «использование свойств воздуха» был взят за основу определения понятия «воздушное судно» еще Конвенцией о регулировании воздушной навигации 1919 г., заложившей основы международного воздушного права. Согласно приложению 7 Чикагской конвенции, с учетом второй поправки, вступившей в силу в 1968 г., понятие «воздушное судно» определено как «летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет реакции воздуха, отличной от реакции воздуха, отраженного от земной поверхности».

В последующих международных правовых актах, регулирующих вопросы воздушной деятельности, данный критерий являлся решающим. Согласно Протоколу по авиационному оборудованию к Конвенции о международных гарантиях 2001 г. воздушные суда означают воздушные суда, как они определены для целей Чикагской конвенции, и представляют собой либо планеры с установленными на них авиационными двигателями, либо вертолеты. В добавление к основной характеристике использования свойств воздуха в целях данного международного акта применен метод перечисления, используемый многими странами для определения понятия «воздушное судно».

Так, Закон ФРГ от 4 ноября 1968 г. «О воздушном сообщении» воздушными судами предписывал считать самолеты, вертолеты, дирижабли, планеры с винтовыми двигателями, свободные и привязные баллоны, бумажные змеи, парашюты, летательные аппараты, предназначенные для использования воздушного пространства, в частности космические суда, ракеты и подобные им летательные объекты. Законодательные акты Англии, регулирующие вопросы авиации (Акт о гражданской авиации 1949 г., Акт о воздушных корпорациях 1949 г.), в определение понятия «воздушное судно» включали все баллоны (привязные и свободные), воздушные змеи, планеры, дирижабли и летательные аппараты. Представляется, что перечисление как основа казуального метода всегда чревато серьезным недостатком — оказаться неполным.

В советском законодательстве термин «воздушное судно» употреблялся в первом кодифицированном акте, регламентирующем воздушные передвижения, — Декрете СНК от 12 января 1921 г. «О воздушном передвижении над территорией РСФСР и ее территориальными водами». Воздушный кодекс СССР 1935 г., а вслед за ним и Воздушный кодекс СССР 1961 г. не содержали определения понятия «воздушное судно», но устанавливали, что к гражданским воздушным судам относятся все летательные аппараты (как легче, так и тяжелее воздуха), за исключением летательных аппаратов, входящих в состав Вооруженных Сил СССР. Воздушный кодекс СССР 1983 г. для его целей определял воздушное судно как летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет его взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от земной поверхности.

Согласно ч. 1 ст. 33 Воздушного кодекса РФ регистрации подлежат воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов. Однако предназначенность для выполнения полетов является самостоятельным критерием отнесения летательного аппарата к понятию «воздушное судно». Ведь как справедливо заметил М.М. Волков, понятие «летательный аппарат» шире по своему содержанию, чем понятие «воздушное судно», поскольку включает в себя и авиационные модели, воздушные змеи и т.д. Поэтому в качестве определяющего признака воздушного судна как одного из видов летательных аппаратов необходимо признать его предназначение для воздушных перевозок лиц и грузов, а также использования в иных целях, указанных в ст. 4 Воздушного кодекса СССР 1935 г.

М.В. Абрамова в дополнение к «предназначенности к полетам» обращает внимание на такой признак воздушного судна, как годность к перемещению в воздушном пространстве, однако ею же он и опровергается в связи с тем, что «если исходить из элемента годности, то аппарат (хотя и предназначенный к полетам) из-за своего дефективного состояния (в момент его нахождения в неисправном состоянии) не мог бы считаться воздушным судном, что было бы неоправданно».

С использованием названных критериев данным автором предлагается следующее определение: «Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, и предназначенный для транспортировки по воздуху лиц или грузов между пунктами земной поверхности».

Предложенное определение ограничивает цель эксплуатации воздушного судна транспортировкой пассажиров и грузов, однако авиация используется и для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, испытаний авиационной техники (экспериментальная авиация), а также для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, выполнения мобилизационно-оборонных задач (государственная авиация).

В связи с наличием проблемы делимитации надземного пространства, созданием аэрокосмических объектов (статус и режим полетов которых неоднозначен) учету подлежит критерий цели полета, определяемой для воздушных судов типа «Земля — Земля», в отличие от «Земля — орбита», присущей космическим объектам.

Анализируя предложенные дефиниции, попытаемся дать максимально исчерпывающее определение: воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды, предназначенный для транспортировки между пунктами земной поверхности в целях выполнения работ и оказания услуг.

Используя понятия «морское судно» и «судно внутреннего плавания», законодатель разделяет водный транспорт, не предлагая, однако, ни легальных определений, ни отличительных признаков судов. В основных отраслевых законодательных, а также подзаконных нормативных актах, регламентирующих отношения в сфере судоходства и мореплавания, встречаются трактовки термина «судно», которые по своему содержанию не являются идентичными.

Согласно ст. 3 КВВТ РФ судном признается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.

Внутренние водные пути Российской Федерации — естественные или искусственно созданные федеральные пути сообщения, обозначенные навигационными знаками или иным способом и используемые в целях судоходства (ст. 3 КВВТ РФ). Перечень внутренних водных путей согласно п. 1 ст. 7 КВВТ РФ утвержден распоряжением Правительства РФ от 19 декабря 2002 г. N 1800-р.

Согласно ч. 1 ст. 7 КТМ РФ судном является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания. При этом правила КТМ РФ распространяются на: морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законом); суда внутреннего плавания, а также суда смешанного (река — море) плавания во время их плавания по морским путям, а также по внутренним водным путям при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и их багажа с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном (ч. 1 ст. 3).

Легальное отграничение морского судна от судна внутреннего плавания объясняется рядом отличий правового регулирования их оборота, заложенных еще в период зарождения судоходства, связанных с «отсутствием достаточного уровня развития техники и средств защиты от морских опасностей, повлекших появление ряда особых правовых институтов, не свойственных… речному судоходству».

В технической и юридической литературе, освещающей проблемы судоходства, учеными разных исторических периодов предпринимались попытки толкования терминов «судно», «морское судно».

Е.В. Михаэлис дает следующее определение: «Морским, или, что то же, мореходным, торговым судном, по русскому законодательству, признается всякое парусное или приводимое в движение механической силой судно, предназначенное для мореплавания, с коммерческой целью перевозки грузов или пассажиров и внесенное при этом в корабельный список одного из русских портов».

К числу морских судов автор также относит суда, занимающиеся мореходными промыслами, за исключением любительских, яхт-клубских, служебных, спасательных и учебных судов. Г.Ф. Шершеневич, определяя понятие «морское судно», пишет, что «закон наш говорит о мореходном торговом судне», которое «представляет собой сооружение, способное держаться и передвигаться по воде и предназначенное служить средством осуществления морского промысла». К судам морским относятся торговые, «или иначе купеческие», суда, суда, «занимающиеся промыслом, не подходящим под понятие торговли, как рыболовные, китоловные суда».

Из понятия мореходных торговых судов автор исключает военные, учебные, служебные и спасательные суда. Г.Ф. Шершеневич, анализируя признаки морского судна, приходит к выводу, что от судов речных их нельзя отличить по размеру, так как «речное сообщение… выдвинуло пароходы, по размеру своему мало уступающие, а часто превосходящие морской тип»;

по устройству судна, «потому что самые разнохарактерные типы встречаются как на море, так и на внутренних водах»;

по признаку действительного пользования, в связи с тем, что «судно может совершать рейсы то по морю, то переходить к речному сообщению», данный признак непригоден и в случае, если «юридический вопрос, относящийся к судну, возбуждается тогда, когда оно не начало плавать. Тогда приходится обращаться к исследованию того, какое назначение предполагалось дать судну».

По мнению М.Я. Алферьева, «термином «корабль», или в более общем смысле «судно», определяется техническое средство флота, способное плавать и перемещаться по воде и предназначенное для какого-либо транспортного или тактического назначения». Далее автор говорит о том, что судам (морским, озерным и речным) как сложным инженерным плавающим сооружениям в той или иной мере должны быть присущи мореходные качества, обеспечивающие способность: безопасно плавать по воде — плавучесть, остойчивость, непотопляемость, плавность качки; эффективно перемещаться — ходкость, поворотливость и устойчивость на курсе.

Зарубежное законодательство в области мореплавания и судоходства также не является примером выделения общих критериев, позволяющих создать конструкцию универсальной дефиниции «судно», с последующим выделением видовых качеств морского судна и судна внутреннего плавания. Так, согласно Canada Shipping Act (1 ноября 2001 г.) судно (vessel) означает лодку, корабль или судно, сконструированное, используемое или годное к использованию исключительно или частично для передвижения в воде, на воде, через воду или непосредственно над водой, независимо от наличия или отсутствия двигателя, включая строящееся судно.

Merchant shipping act Южно-Африканской Республики (27 июня 1951 г.) «судно» (ship or vessel) трактует как любой вид судна, используемого в перемещении по воде, самоходное или несамоходное, включая: баржу, лихтер или иное плавучее основание; сооружение, способное к самостоятельному передвижению или приводимое в движение, а также способное к перемещению в качестве юридического лица от одного места к другому; суда с динамическими принципами поддержания.

Исследование норм международного права также не дает четкого представления о понятиях «морское судно» и «судно внутреннего плавания» в связи с тем, что в международных договорах и конвенциях термин «судно» либо не раскрывается, либо его определение исходит из целей данного нормативного акта.

Для целей МППСС-1972 слово «судно» означает все виды плавучих средств, включая неводоизмещающие суда и гидросамолеты, используемые или могущие быть использованными в качестве средств передвижения по воде. А.П. Яскевич и Ю.Г. Зурабов понятие «судно» применительно к МППСС-1972 формулируют как «любое самоходное или несамоходное плавучее средство или сооружение, передвигающееся по воде».

Согласно Конвенции об условиях регистрации судов термин «судно» для ее целей означает любое самоходное морское судно, используемое в международной морской торговле для перевозки грузов, пассажиров или того и другого, за исключением судов валовой вместимостью менее 500 регистровых тонн. Для целей Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью «судно» означает любое морское судно или плавучее средство любого типа, фактически перевозящее нефть наливом или в качестве груза.

Согласно Конвенции о регистрации судов внутреннего плавания «к судам приравниваются: глиссеры, паромы, а также землечерпалки, подъемные краны, элеваторы и все плавучие средства или приспособления подобного рода». Согласно Страсбургской конвенции об ограничении ответственности во внутреннем водном судоходстве (КОВС) термин «судно» означает судно внутреннего плавания и охватывает глиссеры, паромы и маломерные суда, однако не охватывает суда на воздушной подушке. К судам приравниваются землечерпалки, подъемные краны, подъемники и все другие аналогичные плавучие передвижные механизмы и установки.

В Европейском соглашении о международной перевозке опасных грузов по внутренним водным путям (ВОПОГ) «судно» означает судно внутреннего плавания и морское судно. Применительно к Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (КГПОГ), термин «судно» означает любое водное транспортное или плавучее средство любого типа, не являющееся морским самоходным или несамоходным транспортным средством.

Таким образом, в приведенных международных правовых актах определение термина «судно» отличается как текстуально, так и различным подходом к кругу объектов, включенных в данное понятие.

Обращение к истории отечественного законодательства говорит о том, что законодатель очень осторожно меняет сложившиеся правовые традиции. Кодекс торгового мореплавания СССР 1929 г. не содержал определения понятия «судно», а ст. 1 Кодекса классифицировала морские суда в зависимости от целей их использования.

Кодекс торгового мореплавания СССР 1968 г. понятие «судно» определял как «самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое: для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты, для рыбного или иного морского промысла, добычи полезных ископаемых, спасания судов, терпящих бедствие на море, буксировки других судов и иных плавучих объектов, производства гидротехнических работ или подъема затонувшего в море имущества;

для несения специальной службы (для охраны промыслов, санитарной и карантинной служб и т.п.); для научных, учебных и культурных целей;

для спорта; для иных целей» (ст. 9). Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР 1955 г., как и Устав внутреннего водного транспорта СССР 1930 г., не содержал определения термина «судно», хотя оперировал такими понятиями, как «судно внутреннего плавания» и «морское судно».

Анализ предложенных дефиниций позволяет сделать следующие выводы относительно определения понятий «судно внутреннего плавания» и «морское судно».

В связи с тем что нормативные акты, регулирующие те или иные отношения в области мореплавания и судоходства, определяют термин «судно», опираясь на цели своего издания, и включают в данное понятие различные плавучие объекты, наличие которых определяет полноту регулирования заданных отношений, создание единой универсальной дефиниции понятий «морское судно» и «судно внутреннего плавания» не представляется возможным.

В российском праве понятия «морское судно» и «судно внутреннего плавания» являются видовыми в составе родового — «судно», характерным техническим критерием которого является плавучесть сложного инженерного сооружения, независимо от того, самоходным оно является или нет. Раскрывая содержание данного критерия, приходим к выводу,

что, во-первых, судно — это сооружение, т.е. «искусственно и целенаправленно созданный объект, творение рук человеческих, а не какой-нибудь предмет естественного происхождения…», оказавшийся в водном пространстве Российской Федерации.

Во-вторых, судно — это сооружение плавучее, т.е. специально предназначенное для плавания. М.Я. Алферьев определял плавучесть корабля как «способность плавать по определенную ватерлинию, неся на себе все положенные ему грузы», и относил ее к «основным мореходным качествам корабля, которыми определяется возможность самого существования технических средств флота». Иначе термин «плавучесть» можно определить как «способность данного сооружения плавать независимо от того, является ли оно самоходным или нет».

В качестве юридического признака судна учеными выделяется его реальная связь с государством флага — как «неотъемлемого элемента, конституирующего понятие судна и его режим». Еще до принятия Женевской конвенции об открытом море 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., провозгласивших принцип реальной связи судов с государством флага, в юридической литературе высказывались мнения об учете данного принципа при определении судна.

Так, И.С. Реут считал, что «пока на судне флаг — оно судно, спущен флаг — судна нет» <47>. По мнению М.В. Абрамовой, именно юрисдикция и контроль государства над судами, плавающими под его флагом, «сообщают плавучему объекту качества судна». Используя названные критерии, М.В. Абрамова определяет морское судно как «самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для эксплуатации в морской среде, используемое или построенное для использования в целях торгового мореплавания, находящееся под юрисдикцией и контролем определенного государства и зарегистрированное в качестве морского судна в соответствующем судовом реестре и отвечающее требованиям, предъявляемым к судам».

Однако в национальном законодательстве данное положение весьма сомнительно в связи с тем, что право плавания под Государственным флагом Российской Федерации по общему правилу судно приобретает с момента регистрации его в одном из реестров судов Российской Федерации (ч. 3 ст. 23 КВВТ РФ, ч. 1 ст. 16 КТМ РФ). Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам относятся морские суда и суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации. Таким образом, законодатель подразумевает существование морского судна и судна внутреннего плавания еще до момента их государственной регистрации в соответствующем судовом реестре.

При этом необходимо учитывать, что государственная регистрация судов в соответствующем судовом реестре установлена лишь в отношении определенной категории свободных в обороте судов. Так, согласно ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 3 КТМ РФ не подлежат регистрации в реестре судов Российской Федерации: военные корабли, военно-вспомогательные суда и пограничные суда, используемые для некоммерческой службы. Из-под действия КВВТ РФ выведены военные корабли, пограничные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемые только в некоммерческих целях (ч. 3 ст. 1).

Международной доктриной, отечественным и иностранным законодательством в зависимости от функций судна и сферы его использования предлагались различные классификации. Так, Н. Мацунами предлагал деление судов на публичные и частные, подразумевая под первыми военные корабли и государственные некоммерческие суда, а под вторыми — торговые суда. Т.К. Томмен подразделяет суда на военные и невоенные, а последние, в свою очередь, на торговые и занятые некоммерческой деятельностью. Финский закон 1963 г. делит все суда на торговые и государственные, которые объединяют военные корабли и государственные некоммерческие суда. М.Я. Шептовицкий предлагал морские суда делить на морские торговые (коммерческие) суда и морские неторговые суда.

Таким образом, понятие «судно», содержащееся в ст. 3 КТМ РФ и ст. 3 КВВТ РФ, распространяется соответственно на морские суда, используемые в целях мореплавания, и на суда внутреннего плавания, используемые в целях судоходства, а правовые категории «морское судно» и «судно внутреннего плавания» являются родовыми, включающими в себя различные виды судов, объединенные общим признаком «назначение».

Так, Г.Ф. Шершеневич отмечал, что «признак назначения», не чуждый отечественному законодательству, позволяет разграничить морские суда и суда внутреннего плавания. По мнению М.Е. Ходунова, «единственным правовым признаком отличия морского судна от судна внутреннего плавания является наличие удостоверения Регистра Союза ССР на годность судна к плаванию по морю», при этом не имеет значения, в какой реестр (управления речного пароходства или управления морского торгового порта) внесено судно или в чьем ведении (речного или морского пароходства) находится судно.

Таким образом, морское судно как самоходное или несамоходное плавучее сооружение имеет своим назначением плавание по морю, а судно внутреннего плавания — эксплуатацию на внутренних водных путях Российской Федерации, соответствие и безопасность которых подтверждаются соответствующим органом технического наблюдения и классификации судов (ФГУ «Российский морской регистр судоходства», ФГУ «Российский речной регистр», ГИМС МЧС РФ, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта).

Руководствуясь вышесказанным, опираясь на действующие нормы права, можно предложить следующие легальные дефиниции национального законодательства:

«судно внутреннего плавания» — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования по внутренним водным путям Российской Федерации, а также судно смешанного (река — море) плавания (если законом не предусмотрено иное);

«морское судно» — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в морской среде.

Автор статьи: Л.А. МАЙОРОВА



Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>