«

»

Янв
13

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ЖЕНЩИНАМИ

ПРОБЛЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ СОВЕРШАЕМЫХ ЖЕНЩИНАМИ

Наука и практика располагают богатым арсеналом средств и методов профилактики преступлений. Говоря о необходимости более полной реализации антикриминального потенциала государства и общества, можно солидаризоваться с точкой зрения о том, что деятельность по предупреждению преступлений должна являться частью политики государства в области обеспечения национальной безопасности, борьбы с преступностью и иметь цели:

1) противодействовать криминогенным процессам в обществе, обеспечивать сдерживание и сокращение преступности;
2) способствовать созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;
3) устранять угрозы правам, свободам и законным интересам членов общества и государства, возникающие в связи с возможностью перехода лиц на преступный путь;
4) обеспечивать исправление лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию (Г.М. Миньковский, В.П. Ревин, Л.В. Баринова).

Необходимо пересмотреть роль и место женщины в жизни современного общества, оказывать помощь в повышении ее статуса, в реализации основных предназначенных для женщины функций в социуме. Улучшение положения женщин должно стать одним из наиболее важных социальных императивов современного общества.

На общесоциальном уровне приоритетным направлением деятельности, способствующей предупреждению женской насильственной преступности, должна являться государственная забота о семье. Мы согласны с мнением о том, что семейная политика должна стать самостоятельной областью деятельности государства.

Поскольку в ряду социально-психологических факторов криминального насилия женщин особое значение имеют переоценка нравственных ценностей, девальвация идеалов, то фундаментальной предпосылкой снижения насильственной преступности женщин должно стать восстановление соответствия между институциональным строем и системой ценностей, когда важнейшие социальные институты — семья, гражданское общество и государство — превращаются в базовые ценности и приоритетные цели общественного развития. При этом составным компонентом идеологической функции государства и общества в целом должно быть правовое воспитание, результатом которого должна стать правовая культура человека.

Особое внимание необходимо уделять проблемам специально-криминологического предупредительного воздействия на женскую насильственную преступность и вопросам его совершенствования.

Говоря о необходимости введения новых форм профилактической работы с семьями и детьми, находящимися в социально опасном положении, для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии социального неблагополучия, мы солидарны с точкой зрения, что в этом вопросе следует обеспечить продвижение в нескольких направлениях:

1) разрешение семейно-бытовых конфликтов на профессиональном уровне;
2) повышение уровня культуры семьи и особенно внутрисемейного общения;
3) принятие мер к оздоровлению среды, которая окружает семью;
4) принятие предусмотренных законом мер к родителям, ведущим антиобщественный образ жизни и не обеспечивающим должного воспитания детей (Ю.М. Антонян).

В связи с последним необходимо расширить профилактические функции органов опеки и попечительства. Важно добиться полноты выявления и учета лиц с психическими аномалиями, чье поведение и образ жизни чреваты возможностью совершения насильственных преступлений, а затем принимать по отношению к ним действенные меры профилактического характера.

Подчеркивая важность повышения эффективности индивидуального профилактического воздействия, мы полагаем возможным дифференцировать индивидуальные предупредительные мероприятия в зависимости как от особенностей личности насильственных преступниц, так и от объекта, на который они должны быть направлены:

1) лица, осужденные за насильственные преступления и находящиеся в местах лишения свободы (пенитенциарная форма);

2) лица, осужденные за насильственные преступления и освободившиеся из мест лишения свободы (постпенитенциарная форма);

3) лица, еще не совершившие насильственное преступление, но потенциально склонные к нему.

Проводимая в стране судебно-правовая реформа должна быть существенно расширена и распространена на всю систему правоохранительных органов, а также на законодательство с тем, чтобы стратегия борьбы с преступностью была сосредоточена на главных направлениях и учитывала как криминальную обстановку в стране, так и реальные возможности всех звеньев юридической системы и гражданского общества. Основные механизмы предупреждения насильственных преступлений, совершаемых женщинами, должны иметь системный характер и опираться на стратегическое партнерство государства и общества (сотрудничество правоохранительных органов и институтов гражданского общества).

Полагаем возможным выделить следующие основные этапы предупредительной деятельности в целях профилактики женской насильственной преступности в современном российском обществе:

1. Систематический мониторинг и системное изучение меняющейся причинной базы преступного насилия, самой преступности, которые должны основываться на серьезной оперативной, информационной, аналитической и прогностической работе. Эта деятельность по борьбе с преступностью и ее предупреждению должна быть согласована с правоприменительной практикой по ее содержанию, цели, месту, времени, функциям и методам работы, а также обусловлена различием в видах преступности (деятельность по предупреждению убийств, умышленного причинения тяжкого вреда здоровью; деятельность по предупреждению грабежей, разбоев; деятельность по предупреждению хулиганства и иных насильственных преступлений).

2. Профилактика преступлений должна быть законодательно закреплена в качестве обязанности всех звеньев государственной власти, а не только правоохранительных органов.

3. Использование возможностей программно-целевого управления. Необходима подготовка комплексных федеральной и региональных программ борьбы с преступностью. В качестве научно-методического инструмента для разработки и принятия оптимальных решений по распределению ресурсов, а также для реализации программ и мероприятий в соответствии с принятыми решениями следует использовать программное планирование.

4. В целях определения соответствия проектов или действующих законов и иных нормативных актов социальным потребностям общества в области борьбы с преступностью, выявления возможных последствий криминогенного или антикриминогенного характера в результате их принятия и применения должна активно использоваться криминологическая экспертиза, правовая природа которой так и не закреплена.

5. Обеспечение эффективного взаимодействия между различными спецслужбами. Отмечая, что эффективность профилактической деятельности во многом зависит от организации продуманного механизма получения и систематизации информации о ненормальных взаимоотношениях в отдельных семьях, между соседями и знакомыми, от более полного учета неблагополучных семей и лиц, склонных к бытовым насильственным эксцессам, угрожающих в своем окружении физической расправой и т.д., от принятия на этой основе решительных упреждающих мер по профилактике и пресечению преступлений, полагаем необходимым восстановление связей между правоохранительными органами и другими государственными структурами, в функциональные обязанности которых входит контроль за деятельностью различных организаций и отдельных граждан.

6. Повышение эффективности работы правоохранительных органов по предупреждению, выявлению, пресечению и расследованию актов насильственной преступности и справедливому наказанию виновных в их совершении. По нашему мнению, совершенствование деятельности правоохранительных органов должно идти по двум направлениям: во-первых, специализации профессионалов высокого уровня на раскрытии и пресечении насильственных преступлений, улучшения их подготовки и обеспечения спецсредствами, приведения их правового статуса в соответствие со сложностью решаемых задач; во-вторых, развития муниципальных правоохранительных структур: оптимизации штатов и совершенствовании форм их деятельности, активном участии их в воспитательной работе.

Эти органы максимально приближены к гражданам и имеют возможность предупреждать и пресекать насильственные преступления на ранних стадиях. На определенные положительные результаты в работе с неблагополучными семьями можно рассчитывать с введением должностей семейных инспекторов, в задачи которых входит профилактика домашнего насилия, семейного пьянства, защита детей от побоев и издевательств родителей.

Только комплексное правовое воздействие на основные участки превентивной деятельности способно обеспечить ее всесторонность и эффективность; поскольку профилактика преступности, как правило, всегда предполагает ограничение тех или иных прав человека, поэтому ее регламентация правовыми нормами должна осуществляться на уровне не ниже федерального закона.

Автор статьи: Л.М. ЩЕРБАКОВА



Добавить комментарий

Your email address will not be published.

Вы можете использовать эти теги HTML: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>